Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Местные отделения » Игорь Беляев: Уход от прямых выборов депутатов районного собрания - нецелесообразно и преждевременно
Суббота, 27 Апр 2024

Игорь Беляев: Уход от прямых выборов депутатов районного собрания - нецелесообразно и преждевременно

Печать
На прошедшем во вторник 12-м заседании Законодательного Собрания Ростовской области донские парламентарии рассмотрели проект областного закона "О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области", предусматривающий, что главы районов и поселений будут избираться из составов представительных органов. При этом глава района или поселения будет возглавлять представительный орган муниципального образования. Позицию фракции КПРФ по данному вопросу представил депутат  Беляев И.Б.
 
 
 
 
Беляев И.Б.:
 
- Уважаемый Виктор Ефимович!
 Уважаемый Василий Юрьевич!
 Уважаемый Евгений Викторович!
 Уважаемые коллеги, присутствующие!
 
Сегодня для рассмотрения и принятия в двух чтениях представлен проект областного закона «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области».
 
 
Внимательно изучив предлагаемый проект, считаем что, принимать его нецелесообразно и преждевременно, по следующим причинам:
 
 
Рассматриваемый проект областного закона предполагает отмену прямых выборов глав и депутатов всех муниципальных районов и глав поселений области, и введение новеллы – избрание глав муниципальных образований из числа депутатов представительных органов соответствующих муниципальных образований, а так же избрание депутатов районных Собраний депутатов из глав и депутатов поселений, входящих в муниципальный район.
 
 
По сути, ничего нового нам не предлагают, так как еще в первоначальной редакции Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее для простоты будем называть его – 131 Законом), в пункте 1 части 2 статьи 36 предусматривалось, что Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, а положениями части 4 статьи 35 установлено, что представительный орган муниципального района: может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, или может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
 
 
Т.е. федеральный законодатель, изначально, право выбора порядка избрания главы муниципального образования и депутатов представительных органов муниципальных районов предоставил именно муниципалитетам.
 
 
Сейчас внесены изменения в положения части 2 статьи 36 131 Закона, предусматривающие то, что порядок избрания главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального района устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Тогда почему нам областным законом не предоставить право выбора такого порядка муниципалитетам, или мы считаем, что представительные органы местного самоуправления недостаточно компетентны, чтобы с учетом мнения жителей принять наиболее удобный способ избрания высшего должностного лица муниципального образования и депутатов районных Собраний депутатов.
 
 
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
 
 
Таким образом, Конституцией РФ установлена императивная норма предусматривающая право каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы местного самоуправления через непосредственные выборы, а не через представителей, которым избиратель не делегировал право избрать того или иного депутата главой поселения, депутатом районного Собрания депутатов, а так же главой района.
 
 
Указанная конституционная норма напрямую корреспондируется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, пунктом 2 статьи 3 которой предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
 
 
Статья 13 Хартии устанавливает, что принципы местного самоуправления, содержащиеся в Хартии, распространяются на все существующие на территории страны категории органов местного самоуправления, коими, безусловно, являются как органы местного самоуправления поселений, так и органы местного самоуправления муниципальных районов.
Хартия ратифицирована Российской Федерацией в апреле 1998 года.
 
 
Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
 
 
Таким образом, с 1 сентября 1998 года (момента вступления в силу Хартии в Российской Федерации) положения Хартии имеют главенствующее значение по отношению ко всем остальных законам.
 
 
Кроме того, рассматриваемый законопроект обязывает муниципальные образования привести свои уставы в соответствие с законом, т.е. внесение изменений и дополнений в уставы существенно меняющие полномочия органов местного самоуправления.
 
 
В соответствии с пунктом 8 статьи 44 131 Закона, изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования изменяющие полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
 
 
Таким образом, наделение действующих депутатов собраний депутатов поселений полномочиями избрания депутатов Собраний депутатов муниципальных районов противоречит нормам действующего законодательства, и сделает такое избрание нелегитимным, а, соответственно, неправомочными будут и избранные ими главы районов.
 
 
Кроме того, действующими редакциями уставов сельских поселений и муниципальных районов установлено, что депутат собрания депутатов сельского поселения не может быть депутатом иного муниципального образования.
 
 
В связи с изложенным, фракцией КПРФ принято консолидирование решение голосовать против рассматриваемого законопроекта в двух чтениях.
 


Rambler's Top100