Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Газета "Правда": Что выбирает молодёжь XXI века?

26.09.2023 14:50 Александр Дьяченко, газета "Правда" Новости, события - Аналитика
Печать

Оказывается, 72% работающих россиян не хотят, чтобы их дети выбрали ту же профессию, что и у них. Об этом свидетельствует опрос 10000 респондентов по всей стране, который провела служба «Авито Работа». Меньше всех желали бы продолжения трудовых династий жители Новосибирска (79%), Перми (78%) и Екатеринбурга (76%). Хороший повод задуматься: а что вообще у нас происходит с профориентацией молодёжи? А если шире: как обстоят дела с трудовым воспитанием? Есть ли оно? И есть ли в нём нужда? И каковы трудовые ценности новых поколений россиян?


  Согласно упомянутому исследованию «Авито Работа», 64% работающих граждан России никогда не думали пойти по карьерному пути своих родителей. И только 8% из них в итоге пожалели о своём решении не продолжать профессиональную династию. Что стоит за этими цифрами? Они не только следствие отказа от советской традиции поощрения и даже прославления на государственном уровне семейных трудовых династий, трудового воспитания. Существующие ныне траектории профессиональной ориентации молодёжи, а если шире, то и ценностные установки, целеполагание молодых людей есть результат тех тектонических сдвигов, которые произошли в последние десятилетия не только в социально-политической сфере и экономике, но и в духовной жизни людей, в их самосознании.

Сегодня наша экономика переживает перемены. Стали чрезвычайно востребованы такие рабочие специальности, как сварщик, слесарь-инструментальщик, крановщик, станочник. Причём предлагаемая по таким вакансиям зарплата нередко в несколько раз, а иногда и в десятки (!) раз, выше средней по региону. И несмотря на столь привлекательные финансовые условия, вакансии заполнить не всегда удаётся. Потому что высококвалифицированных специалистов рабочих профессий просто не хватает. Мало кто из молодых желает обучаться рабочим специальностям.

Тот же портал «Авито», который также специализируется и на продвижении вакансий, сообщил на днях о таком предложении работодателя:

«В строительную компанию нужен электрогазосварщик на вахту в Ленинградской области или Краснодарском крае. Кандидату требуются стаж не менее года и действующее удостоверение НАКС (аттестационное удостоверение сварщика. — А.Д.). В круг обязанностей сотрудника включены сварка труб и металлоконструкций. Помимо высокой оплаты в 279000—561000 рублей, работодатель обещает проживание и проезд, возможности карьерного роста до бригадира, мастера и прораба».

Очевидно, что сформировался устойчивый спрос на высококвалифицированных рабочих. Но их наша система подготовки кадров для экономики не обеспечивает в достаточном количестве. Одна из причин: а не было такого запроса раньше! Ведь деиндустриализация — это не только когда останавливаются сотни заводов и фабрик. У нас, начиная с 1992 года, внедрили сервисно-сырьевую модель экономики. Смысл её: будем вывозить и продавать другим странам сырьё, а у них покупать машиностроительные товары и другую высокотехнологичную продукцию.

Подобная модель явно не предусматривает развития трудовых рабочих династий. Да и в принципе ценности трудовых отношений в таком потребительски ориентированном обществе не очень-то и приветствуются. На первом месте — не освоение интересной профессии и затем профессиональная самореализация, не созидательные творческие усилия и познание мира молодым человеком, а карьерный рост и достижение финансового успеха.

Вот как обозначенные нами тенденции видят социологи. Не так давно группа учёных с Дальнего Востока опубликовала результаты своего исследования «Трудовые ценности молодёжи: поколенческий аспект (на материалах исследования в Хабаровском крае)» в журнале «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» за 2022 год. Размышления социологов и полученные ими данные имеют непосредственное отношение к нашей теме, углубляют и конкретизируют рассмотрение и выводы.

«Изменение трудовых установок молодого поколения обусловлено инверсией ценностной системы общества под влиянием рыночной экономики в пользу материалистических и прагматических ценностей, ориентации в отношении труда, лишь как инструмента достижения материального благополучия», — говорится в пояснительной записке к исследованию.

При выборе профессии на первом месте у молодого поколения стоят материальный интерес, высокая заработная плата. А следующие слова социологов звучат почти как приговор:

«Современное молодое поколение предпочитает жить одним днём, пренебрегая нравственными ценностями. Это касается и образования: многие студенты стремятся получать не знания и навыки, которые можно применить в профессиональной деятельности, а финальный документ. Кроме того, множество выпускников учебных заведений после окончания учёбы не планируют работать по полученной специальности, соответственно и отношение к учёбе становится несерьёзным. Снижение значимости образования обусловлено и требованиями рынка труда. Вместо специалистов, обладающих профессиональными знаниями, увеличивается спрос на работников, обладающих «soft skills» (стрессоустойчивость, мобильность, коммуникабельность и т.д.)».

Развитие цифровизации общественной жизни и экономики увеличивает значимость среди молодёжи бизнес-образования (краткосрочные курсы обучения), как возможности повышения своего уровня конкурентоспособности на рынке труда в условиях быстрых изменений производственных и управленческих технологий.

Возникла и усиливается новая тенденция в молодёжном сегменте рынка труда: переориентация на проектный тип трудовой деятельности. Это сопровождается выхолащиванием долгосрочных трудовых отношений, утратой ценностей коллективного труда. Стремление к получению быстрого и большего дохода является доминирующим в сознании большинства представителей молодого поколения. Такие выводы дальневосточных социологов подтверждаются данными исследования.

Так, по результатам опросов, для 66% респондентов в возрасте от 18 до 35 лет наибольшую ценность представляет заработная плата. Для поколения Z (от 18 лет до 21 года, родившиеся в 1995—2010 годах, их ещё называют зуммеры) значимость размера заработка гораздо выше — аж 72%. В их глазах высокий заработок — критерий достижения жизненного успеха, благополучия, определённого социального статуса, признания.

На втором и третьем местах у них — «престижность работы» (52%) и «перспектива карьеры» (46%). И только на третьем — «гарантированная занятость» (33%), значит, надеются на финансовую помощь мамы и папы, если с работы придётся уйти…

По мнению исследователей, престижность работы для неопытной молодёжи является залогом собственной успешности, популярности среди сверстников, с одной стороны, и гарантией получения большего заработка — с другой. Таким образом, карьерное продвижение и материальный успех, по мнению молодых, не зависят от профессионализма и степени заинтересованности в результатах труда, добросовестности работника.

Поэтому логично, что у многих представителей данной возрастной группы требования к себе как квалифицированному специалисту не являются высокими, стремление к профессиональным достижениям, инициативе, приобретению новых компетенций выражено слабо. Зато просматривается нежелание брать на себя ответственность. Так, в возрастной группе 18—21 года весьма значимую ценность «возможность профессиональных достижений» отметили лишь 8% респондентов, «возможность проявлять инициативу» — 9%, ценность «ответственная работа» — 2%, ценность «возможность самореализации» — 6%.

Кроме высокой зарплаты, карьерного роста и престижности, среди наиболее значимых ценностей — «много свободного времени» (29%). Для представителей поколения Z в отличие от других поколений доминирующей жизненной ценностью является не трудовая деятельность, а личная жизнь, поэтому баланс между работой и жизнью играет ключевую роль в процессе выстраивания трудовой стратегии. Исследователи отмечают, что система ценностей нового поколения основана на своеобразной концепции «свободы» — достижение баланса между трудовой и личной жизнью, личная жизнь при этом имеет приоритет. Поэтому для зуммеров наиболее предпочтительной является трудовая деятельность на условиях фриланса — 31% (от общего числа респондентов возрастной когорты 18—21 года).

Набирает популярность среди молодёжи, по сути дела, нетрудовая занятость (28% респондентов), при которой источником получения дохода становятся монетизация аккаунтов в социальных сетях, блогерство, геймерство, стриминг и тому подобное.

От ценностных ориентаций поколения несколько отличаются установки миллениалов, относящихся к возрастной когорте 22—28 лет. Их приоритеты обусловлены более ответственным этапом социального становления молодёжи, связанного с созданием семьи, рождением детей, приобретением жилья. Эти обстоятельства, как правило, сопряжены с затратами, в том числе и по ипотечным кредитам. Большую значимость для миллениалов представляют инструментальные ценности: «заработная плата» — 65% (от общего числа респондентов данной возрастной группы), «гарантированная занятость» — 48%, «перспективы карьеры» — 41%, «стабильность выплаты заработной платы» — 37%.

Карьерный рост миллениалы, как и представители поколения Z, рассматривают прежде всего как потенциальную возможность удовлетворить свои растущие финансовые потребности, повысить уровень материального благосостояния.

Подобные сдвиги в трудовых предпочтениях исследователи связывают с тем, что в связи с отсутствием опыта в более молодом возрасте трудовая деятельность многих молодых людей сведена к выполнению рутинных операций, что оказывает негативное психологическое воздействие. По этой причине возникает потребность именно в эмоционально привлекательной трудовой деятельности.

В отличие от представителей поколения Z, миллениалы отметили значимость ценности «удобство и комфорт рабочего места» — 29%. Более опытная молодёжь осознанно подходит к вопросам организации рабочего места, понимая, что ненадлежащая организация труда может негативно отразиться на состоянии их здоровья и, как результат, снизить их конкурентоспособность на рынке труда.

Приоритетность выше названных трудовых ценностей определила предпочтения в выборе статусов занятости миллениалов в возрасте 22— 28 лет. Наибольшее число респондентов выбрали формат трудоустройства в качестве наёмного работника — 42% и самозанятого — 25%. Приоритет статуса «самозанятого» обусловлен несколькими его характеристиками: большинство (31% респондентов, выбравших «самозанятость») отметили, что преимущественно отсутствуют обязательные требования к уплате страховых взносов; 26% отметили отсутствие/минимальное количество отчётности; 15% — «не надо самостоятельно рассчитывать сумму налогов и других платежей». Меньшее распространение среди миллениалов получила занятость в неформальном секторе и нетрудовая занятость — 9% и 3% соответственно.

Для представителей миллениалов, относящихся к «старшей» возрастной группе (29—35 лет), как и для других молодёжных подгрупп, приоритетное значение имеет размер заработной платы (61% респондентов) и гарантированной занятости — 54%. Отметим, что для миллениалов данной группы, в отличие от других молодёжных групп, особую значимость представляет группа ценностей, таких как «перспективы карьеры», «интересная работа», «благоприятный социально-психологический климат в коллективе», «возможность достижений». Безусловно, значимость продвижения по карьерной лестнице возрастными миллениалами рассматривается как возможность повышения своего материального благосостояния. Однако более взрослая молодёжь рассматривает продвижение по служебной лестнице в том числе и как способ профессионального и личного саморазвития, совершенствования, самореализации, приобретения новых компетенций, освоения новых социальных ролей и статусов.

Среди личностных характеристик возрастных миллениалов, чьё становление приходится на начало 2000-х годов, исследователи отмечают наличие чёткой жизненной позиции, повышенной когнитивной активности, желания получать удовольствие, в том числе и от трудовой деятельности. Их интерес к работе во многом обусловлен исследовательским инстинктом, провоцирующим молодых людей на познание разного рода «белых пятен» в окружающем мире и в своей профессии. Для них представляет особую ценность наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что связано с акцентом на межличностные коммуникации, доверительные отношения сотрудников друг к другу, чувство защищённости, безопасности, комфорта. Для некоторых таких работников коллектив является источником приобретения социального опыта, сферой общения, средством самоутверждения и самореализации, духовного, интеллектуального, нравственного взаимообогащения.

Поэтому на вопрос: «В каком формате вы предпочли бы работать в настоящее время?» — подавляющее большинство (78%) респондентов данной возрастной группы ответили, что предпочитают трудиться преимущественно на предприятии, находясь в окружении коллег. Эти обстоятельства обуславливают выбор статуса занятости миллениалов. Так, подавляющее большинство (70%) предпочитают работать в качестве наёмного сотрудника (наибольшее значение среди всех возрастных когорт).

Меньшее число респондентов предпочитают трудовую деятельность в качестве самозанятых — всего 18,7%. Однако число респондентов, выбирающих неформальную занятость, больше, чем предпочитающих быть фрилансером. Наёмный труд как вариант встраивания в систему социально-трудовых отношений имеет очевидные достоинства. Стабильная ежемесячная зарплата, социальный пакет, налаженные отношения с коллективом и руководством, чёткое понимание своих функциональных обязанностей — всё это является своеобразной зоной комфорта для наёмного работника.

По результатам исследования социологи как положительный фактор отмечают активность, высокую адаптивность и предприимчивость современных молодых людей, что и обуславливает выбор ими форм занятости в пользу фриланса. Именно эти качества молодёжи необходимо учитывать, активизируя мотивационные установки, направленные на формирование современной культуры труда, полагают социологи.

Общую картину трудовых ценностей современной молодёжи весьма важными и содержательными подробностями дополняет ещё одно социологическое исследование — «Социальные агенты формирования трудовых ценностей молодёжи: результаты социологического исследования на примере Хабаровского края», результаты которого опубликованы в мартовском номере 2023 года журнала «Теория и практика общественного развития».

Исследование посвящено выявлению основных социальных агентов, формирующих и трансформирующих систему трудовых ценностей современной молодёжи. Основные факторы, детерминирующие ценностные ориентации молодого поколения в системе социально-трудовых отношений: социально-профессиональный статус родителей, уровень материального благополучия семьи, семейное трудовое воспитание, система школьной профориентации и трудового воспитания, молодёжные объединения и организации. В связи с масштабной цифровизацией среди определяющих факторов социализации молодёжи исследователи также включили следующие: блогинг, интернет, социальные сети. Они приобретают всё больший вес социальных агентов, трансформирующих ценностную систему и модели интеграции молодёжи в социально-трудовую сферу. Особый акцент в статье авторы делают на молодёжных объединениях и движениях.

В период с декабря 2021 года по июль 2022-го было проведено анкетирование экономически активного населения Хабаровского края в возрасте от 14 до 35 лет. Социологи исследовали распределение ответов респондентов по частоте на вопрос анкеты: «Укажите, пожалуйста, что повлияло на Ваш выбор работы». Это позволило выявить основные определяющие факторы: друзья/одноклассники; блогинг; интернет; социальные сети; молодёжные объединения, организации; профсоюзы; система профориентации в вузах, ссузах.

К факторам, характеризующим институт семьи, были отнесены следующие: опыт трудовой деятельности родителей; семейное трудовое воспитание; социально-профессиональный статус родителей; уровень материального благосостояния семьи. Институт образования представлен несколькими факторами: система школьного трудового воспитания; профориентационная работа в школах.

Интерпретируя полученные результаты, исследователи отмечают: безусловным является тот факт, что семья выступает первичным социальным институтом формирования ценностных ориентаций молодых людей, будучи также социальным агентом воспроизводства, трансляции норм и ценностей. Для 14% респондентов в возрасте от 14 до 35 лет родители/родственники оказали наибольшее воздействие на профессиональный выбор.

Большинство респондентов (47%) отметили утверждение, согласно которому родители имели/имеют постоянную официальную работу с невысокой, но стабильной заработной платой. Это, по мнению социологов, обусловливает приоритетность ценности стабильной занятости для молодёжи и предпочтительность трудовой деятельности на условиях наёмного работника.

Социально-профессиональный статус родителей служит одним из главных факторов, определяющих трудовые ценности. Была выявлена зависимость: чем выше социально-профессиональный статус родителей, тем в большей степени у молодёжи сильны трудовые установки, связанные с профессиональным саморазвитием. Так, для молодых людей, чьи родители являются/являлись работниками высококвалифицированного труда и руководителями малых и средних предприятий, возможность профессиональных достижений (45% от общего числа респондентов, отметивших данную ценность как наиболее важную), самореализации (41%), проявления инициативы (27%) занимает доминирующую позицию в структуре ценностей.

Оперируя результатами исследования, социологи утверждают: ценностный компонент в современной системе школьного образования практически отсутствует. Так, 92% респондентов солидарны с высказыванием, согласно которому школьное образование в большей степени сконцентрировано на подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, а трудовое воспитание сведено к минимуму.

На низкую эффективность процесса профессионально-трудовой социализации школьников также оказывает влияние снижение авторитета педагога, с которым обучающиеся перестали советоваться, делиться своими жизненными и профессиональными планами. 65% респондентов согласны с тем, что преподаватель не является авторитетом.

Подобное отношение к школьным преподавателям исследователи объясняют тем, что это возможный «результат виртуализации реальности, при которой зуммеры всю необходимую информацию, в том числе по вопросам, связанным с выбором будущей специальности, берут из открытых источников в сети Интернет».

Важнейшую роль в процессе формирования ценностной системы молодёжи играет институт молодёжных объединений и организаций. В описываемом исследовании лишь 27,5% респондентов отметили, что в течение двух последних лет принимали участие в деятельности общественных организаций, движений на некоммерческой основе. Из них большинство участвовали в общественно-политических объединениях (7,26%); благотворительных (6,4%); экологических (12,9%); физкультуры и здорового образа жизни (12,1%); досугово-развлекательной направленности (10,5%); творческих (14,5%); профессиональных и предпринимательских (20,7%); поисковых отрядах (8%).

Трудовые ориентации тех респондентов, которые не состоят ни в одной из общественных организаций, и тех, кто состоит в них, значительно различаются. У активной части молодёжи, участвующей в общественной деятельности, ярко выражена мотивация достижений, основу которой составляют нематериальные ценности. В работе для них важно следующее: проявлять самостоятельность — 18% от числа молодёжи, состоящей в одной общественной организации, и 19% от числа молодёжи, состоящей в двух общественных организациях и объединениях и более; инициативу — 21% и 24% соответственно; возможность самореализации — 27% и 24%. Ценность профессиональных достижений является значимой для 32% и 37% активной молодёжи, а уважаемая работа представляет ценность для 15% и 24% респондентов соответственно.

Активистам свойственны мотивы творчества, креативности в работе. Это обусловливает тот факт, что ценность интересной работы входит в тройку наиболее важных трудовых ценностей для данной категории молодёжи. Движущей силой активной жизненной позиции молодых людей также является стремление к объединению усилий с единомышленниками, чувство солидарности, поэтому ценность работы в коллективе выступает значимым аспектом трудовой деятельности (35% и 42% респондентов, отметивших участие в деятельности одной или двух общественных организаций. См. таблицу.)

 

В связи с усилением процессов цифровизации интернет, социальные сети также приобретают вес социальных агентов, трансформирующих систему ценностных ориентаций, поведенческих моделей молодёжи в системе социально-трудовых отношений. По результатам исследования 7,9% молодёжи в возрасте от 14 лет до 21 года, 2% молодых людей в возрасте 22—28 лет, 3% респондентов в возрасте 29—35 лет отметили, что на выбор профессии повлияли социальные сети и интернет. Незначительная часть опрошенных (2%) отметила влияние СМИ на трудовую социализацию.

Для категории молодёжи, указавшей на влияние социальных сетей и интернета, более важными ценностями являются баланс личной жизни и работы (22% от числа респондентов в возрасте от 14 до 35 лет, отметивших влияние социальных сетей и интернета на выбор профессии), возможность получать доходы, отличные от заработной платы (18%), самостоятельно планировать своё рабочее время, независимость результатов собственного труда (по 17%). В то же время ценности благоприятного климата в коллективе, ответственной и уважаемой работы менее значимы (7%, 8%, 10% соответственно).

Отдельно следует выделить институт блогинга как наиболее влиятельного виртуального агента трансформации ценностных ориентаций современной молодёжи. По мнению 35,5% респондентов данного социологического исследования, именно блогеры оказывают существенное влияние на трансформацию общества, в том числе системы ценностей. Для 37,5% молодёжи в возрасте от 14 лет до 21 года блогеры обладают бóльшим авторитетом по сравнению с представителями других сфер деятельности; 67% опрошенных отметили, что блогеры повлияли на их трудовую деятельность.

Социологи отмечают: нередко в Сети присутствует негативный контент, который открыто девальвирует ценности семьи, образования, дружбы, профессиональных достижений в пользу материального успеха, усиливая тенденцию к независимости, индивидуализации, что зачастую в молодёжной среде сводится к участию в краткосрочных проектах без ориентации на будущее. Таким образом, процессы формирования ценностной системы молодёжи являются результатом сложного взаимодействия социальных агентов — института семьи, системы образования, молодёжных организаций и движений. Под воздействием цифровизации и виртуализации жизни социальные сети, интернет, блогинг в некоторой степени заменяют классические институты, способствующие подмене трудовых ценностей ориентирами индивидуалистического характера. Это приводит к тому, что всё бóльшая часть молодёжи целенаправленно выбирает новые, гибкие форматы трудовой активности, характеризующиеся индивидуализмом, свободой, независимостью, с одной стороны, и неформальностью, неустойчивостью — с другой.

Данная ситуация, по мнению социологов, обостряет проблемы безработицы в молодёжном сегменте труда, способствует утере профессиональных навыков изначально высококвалифицированных работников, увеличению масштабов социального неравенства. В таких условиях усиливается роль государства как социального института, определяющего направления молодёжной политики, в том числе в области трудовой занятости. В настоящее время, по мнению авторов исследования, в нормативно-правовой базе, стратегиях национального развития, программах по поддержке молодёжи в сфере занятости направления государственной молодёжной политики в значительной степени формализованы и фрагментарны, а ценностная тематика не получила должного отражения.

И ещё ряд любопытных фактов можно обнаружить у авторов исследования «Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи (на примере студентов НИУ «БелГУ»)» (Вопросы студенческой науки, Выпуск №1 (65), январь 2022). Авторское поисковое социологическое исследование преследовало цель определить проблемный контур по обозначенному в названии вопросу и было проведено в декабре 2021 года среди студентов очной формы обучения НИУ «БелГУ» (Белгородского государственного национального исследовательского университета).

Для социологов не стало неожиданностью, что все респонденты пользуются социальными сетями, более того, делают это ежедневно. Большинство опрошенных (41%) проводят в социальных сетях по 8—12 часов — едва ли не большую часть дня. А 5% студентов и вовсе тратят на социальные сети более 12 часов.

Самыми популярными среди студентов являются социальные сети «ВКонтакте» и Instagram (с марта 2022 года запрещена на территории РФ) — ими пользуются 100% опрошенных. Также в связи с этим можно выделить YouTube (81%) и социальную сеть TikTok (75%). Однако если говорить о частоте использования упомянутых сервисов, распределение здесь выглядит несколько иначе: абсолютное первенство достаётся платформе Instagram — как наиболее часто используемую социальную сеть её упомянули 97% молодых людей. На втором месте находится «ВКонтакте» (81%), на третьем — TikTok (68%). Сетями Twitter и «Одноклассники» на постоянной основе пользуются менее 10% опрошенных (6% и 1% соответственно).

Наиболее распространёнными целями использования социальных сетей являются общение (80%) и потребление развлекательного контента (78%). Реже всего студенты упоминали, что используют социальные сети для самообразования (30%). Также треть респондентов заинтересованы в потреблении познавательного контента (33%)

Согласно результатам опроса, абсолютное большинство молодых людей следят за блогерами, публикующими юмористический контент (80%). Более половины студентов, а именно 55%, следят за блогерами, публикующими познавательный контент. Примерно на том же уровне (52%) находится интерес молодёжи к аккаунтам, посвящённым искусству: фотографам, музыкантам, художникам и т.д.

Новым направлением развития в социальных сетях становится сочетание гедонизма и эстетики: блогеры, ведущие страницы в этой тематике, как правило, показывают красоту в своём окружении и считают наслаждение высшим благом. За ними следят 28% студентов, принявших участие в опросе.

Белгородские социологи также попытались выявить влияние соцсетей на ценностные ориентации молодёжи. Респондентам было предложено выбрать не более трёх значимых для них вещей в жизни. Так, на первом месте в рейтинге оказалась семья (95%). На втором — материальное благополучие — 80%. Только 43% опрошенных посчитали важной для себя карьеру, а в интересной работе заинтересованы лишь в 35% случаев. В тройку аутсайдеров вошли такие ценности, как духовное развитие, власть и общественное признание: 18%, 4% и 2% соответственно.

При ответе на вопрос о планах на ближайшие 5 лет студенты, как правило, называли путешествия (52%), а также заработок (46%). О создании собственной семьи упомянули лишь 25% опрошенных. Завершение профессионального образования является приоритетом лишь для 36% студентов, хотя это является их основным видом деятельности.

Говоря о качествах, наиболее важных в других людях, респонденты чаще всего отмечали ответственность (47%) и честность (44%). «Образованность» важна только для 33% опрошенных студентов. Несмотря на собственную заинтересованность в престижной работе и материальном благополучии, респонденты лишь в 14% случаев выделяют трудолюбие и продуктивность в работе как важное качество в окружающих людях.

Комментируя полученные результаты, белгородские социологи, в частности, отмечают: «К сожалению, в последнее время в социальных сетях популяризируется убеждение, что для хорошего материального положения не обязательно много работать. Блогеры продают «инфопродукты», обучающие аудиторию способам заработка, не предполагающие официального трудоустройства, работы в какой-либо компании: как правило, эти способы связаны именно с заработком в социальных сетях. Речь идёт о SMM-специалистах, таргетологах, сторисмейкерах — людях, ведущих аккаунты за деньги. Такая идеология снижает у молодёжи желание трудиться, но создаёт мечты о богатой и лёгкой жизни».