Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

В.И. Кашин: Модернизация длжна быть не на словах, а на деле. Печать
23.03.2010 15:19

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Государственной Думы РФ, академика РАСХН В.И.Кашина «Законодательное обеспечение модернизации и социальной сферы» на «круглом столе» по теме: «Законодательное обеспечение модернизации экономики Российской Федерации».

 


Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).
 
 

Уважаемые участники круглого стола! Сегодня в повестке дня стоит весьма актуальная тема, по которой нам необходимо обменяться мнениями - модернизация экономики и социальной сферы нашей страны.

Напомню, что модернизация в общем понимании - это изменение, усовершенствование чего-либо, приведение его к состоянию, отвечающему современным требованиям.

Двадцать лет «реформ» привели экономику страны и ее социальную сферу практически к удручающему состоянию, и стало это возможным благодаря проводимой политике власти, в том числе ее законодательной деятельности. Созданная в стране законодательная база, стержень которой рыночный принцип управления экономикой, обусловила уход государства и бизнеса от ответственности за проводимую политику. Такие законодательные акты, как федеральный закон №122 "О монетизации", Земельный, Водный и Лесной кодексы, "Об образовании", "О страховой медицине", Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, "О приватизации", "О банкротстве", "О реформировании ЖКХ" и десятки других законов, принятых парламентским большинством, стимулировали и ускорили негативные процессы в экономике и социальной сфере. Подобная разрушительная деятельность продолжается. Сегодня в Государственной Думе рассматривается законопроект, который переводит на коммерческую основу все бюджетные организации. Это окончательно добьет в частности здравоохранение и образование. Еще один законопроект, в нарушение Конституции РФ, вводит платность для населения исполнения властных функций федеральной, региональной и муниципальной власти. И это происходит при вопиющей нищете большинства граждан. Принятие этих законов ставит крест на России, как социальном государстве.

В итоге "реформирования" страну превратили в сырьевой придаток Запада, утеряна продовольственная безопасность, серьезно подорваны обороноспособность страны, система образования и здравоохранения, наука, большинство народа бедствует. Все эти годы российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному, научному и кадровому потенциалам страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают.


За годы «реформ» серьезно нарушена структура промышленного производства. Например, машиностроение в структуре сократилось в 2 раза (с 28% в 1990 году до 13,8% в 2009 году), легкая промышленность – в 12 раз (с 11% в 1990 году до 0,68% в 2009 году). Производство промышленной продукции и продукции сельского хозяйства в 2009 году относительно 1990 года составило 81,2 и 85,7%. В сельском хозяйстве сбор зерна снизился почти в 1,3 раза, сахарной свеклы - в 1,3 раза, производство мяса сократилось в 1,5 раза, молока - в 1,4 раза, яиц - в 1,2 раза, в 2,7 раза сократилось поголовье крупною рогатого скота, коров в 2,2 раза, птицы - в 2,5 раза, свиней - в 1,5 раза, овец и коз - почти в 3 раза.

Кризис только усугубил положение, привёл к сокращению объёмов производства и росту безработицы, ещё больше отдалил российскую экономику от значений названных показателей 1990 года. Инвестиции в основной капитал составляли всего 63% от уровня 1990 года, а реальные располагаемые доходы населения – 81,9%. Сырьевой экспорт возрос почти в 2 раза, и почти в 3 раза снизился экспорт машин и оборудования; импорт сырья снизился, а машин и оборудования возрос до 55%. Износ оборудования составляет 15-20 и более лет. Резко вырос дефицит инженерно-техни­че­ских и рабочих кадров. Иными словами, сложилась, так называемая, «сырьевая» структура российской экономики. Под этим следует понимать, что существенный вклад в производство валового продукта до 65% даёт сырьевой комплекс страны, он же обеспечивает подавляющую часть расходов федерального бюджета и положительный торговый баланс, обеспечивая до 70% экспорта страны. При этом эффективность добычи сырья не являлась высокой, капиталоёмкость производства снижалась за прошедшие годы. В связи с этим, можно говорить даже о зыбком фундаменте сырьевой экономики. Несмотря на заявление президента о необходимости отказа от сырьевой модели, реальная политика правительства в этой части не меняется. Более того, распродажа невосполнимых запасов энергоресурсов набирает обороты. Во все концы света тянутся все новые трубопроводы. По этим трубам выкачиваются не только сырьевые ресурсы, но и деньги. Вот почему их в казне не добавляется.

Доминирование сырьевого сект ора экономики вызвано полной парализацией машиностроения. Доля обрабатывающих отраслей в основных фондах экономики составляет 8,5%. Износ технологического оборудования составляет 80%, станочного парка – 75%, энергетического оборудования 80-90%. Еще хуже обстоят дела с основными фондами АПК.

На протяжении последних 10 лет инвестиции в реальный сектор экономики были крайне незначительными. По существу средства реального сектора экономики выводились за рубеж, а затем возвращались в Россию в виде иностранных инвестиций, но уже не в реальный сектор, а на фондовый рынок. При нынешнем износе оборудования вопрос может стоять только о новой индустриализации страны, на которую необходимо бросить все финансовые накопления, разбросанные по странам Запада. На наш взгляд, это был бы первый этап, переходный, если хотите, к настоящей модернизации.

О какой модернизации можно говорить в АПК? На селе сегодня процветает бедность и безработица. Самыми актуальными проблемами являются введение в севооборот 40 млн. га заброшенной земли и возрождение молочного животноводства, уничтоженного за годы реформ. Во Франции, Германии и других странах Европы душевое потребление молока составляет около 400 литров в год, в скандинавских странах – 500 литров, в России – 228 литров не молока, а скорее пойла, изготовленного из импортного сухого молока. Не менее важная задача – спасение русских черноземов, которые без должного ухода теряют свои плодородные свойства.


Средняя зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 50% к среднероссийскому уровню. В деревне часто "самым богатым" человеком оказывается пенсионер. Уровень общей сельской безработицы находится на уровне 18%. Скрытая и сезонная безработица, связанная с осенне-зимним перерывом в цикле сельскохозяйственного производства, еще выше. Показатель бедности на селе в 1,6 раза выше, чем в городе. Доля сельчан с доходами в 2 и более раз ниже прожиточного минимума, то есть живущих в нищете, почти в 3 раза больше чем в городе. Даже по официальным данным в 72 регионах страны наблюдается депопуляция села. Причем смертность на селе очень сильно возросла среди 30-40-летних. Тысячи деревень уже исчезли с лица земли. Социальные проблемы деревни непосредственно влияют на эффективность аграрного производства. Причем влияют негативно, не дают ему развиваться. Более 40 млн. га земли заброшено. Остальные земли деградируют без соответствующего ухода. Земля сознательно выводится из сельхозоборота, "перепрофилируется" под дачи или элитную недвижимость. Сельское производство задыхается без техники и кадров. Молодежь уезжает в поисках лучшей доли. Выпускники сельскохозяйственных вузов, агрономы и зоотехники предпочитают "осесть" в городе. Обнадеживающей перспективы для российской деревни не просматривается. Финансирование села остается нищенским, не превышающим 1% расходной части федерального бюджета, вместо 20-25% в СССР. Диспаритет цен добивает остающихся пока на плаву коллективы.

Годы псевдотрансформационных преобразований, обеспечивших свободу предпринимательству и создание условий для индивидуального обогащения, одновременно породили крайне негативные тенденции в условиях жизни людей. Неудовлетворительное положение человека стало привычной нормой. По индексу развития человеческого потенциала наша страна занимает лишь 60-70 места в мире, по продолжительности жизни – 97 место, по образованию Россия опустилась на 30-ю позицию. Отрасли, где воспроизводится человеческий капитал и генерируется интеллектуальный потенциал страны, явно не соответствует вызовам времени. В стране сложилась ужасающая демографическая ситуация. Население страны за годы «реформ» сократилось на 9 млн. человек. В стране насчитывается почти 5 миллионов алкоголиков, 3 миллиона наркоманов, более 1,3 миллиона ВИЧ-инфицированных. Ежегодно погибает от употребления алкоголя 36 тыс. человек, от наркотиков – 30 тысяч, от фальсифицированных лекарств – 12 тысяч, 32-34 тысячи граждан погибает в автокатастрофах, 38 тысяч совершается самоубийств, 25 тысяч убийств, 8 миллионов абортов.

Произошло дикое расслоение населения по уровню доходов. В группу сверхбогатых граждан входит 100 тысяч семей, которые владеют 70% национального богатства. Группа самых бедных, насчитывающая около 6 млн. человек, владеет только 1,9% богатств. Децильный коэффициент, равный отношению денежных доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных в России равен 16. В Скандинавских странах этот коэффициент равен 3-4, в Евросоюзе - 5-6, Японии и Северной Африке - 4-6, в США - 9, в Южной Африке - 10, в Латинской Америке - 12. Если же учесть скрытые доходы самых богатых людей, а это несколько триллионов рублей в год, то в России децильный коэффициент, по разным оценкам, достигает значения от 30 до 50. Такое положение свидетельствует о вопиющем и позорном экономическом неравенстве в России.

Второй важный момент - это равное налогообложение и для богатых, и для бедных в 13%, так называемая плоская шкала уплаты налогов. Россия - это единственная страна в мире, где узаконен этот несправедливый подход к уплате налогов. Чиновники и депутаты "Единой России", волей которых установлена такая шкала, обосновывают свое решение тем, что, дескать, если с богатых взимать больше, то богатые и 13% не будут платить. Конечно, втайне они имеют в виду и себя, потому что все они имеют доходы, исчисляемые десятками миллионов рублей. Вся эта "элита" морочит голову народу, несмотря на то, что во всех странах, которые они любят приводить в пример, сверхбогатые платят не 13% налогов, а все 50% и более. Экономическая элита США, Европы, Азии и других развитых стран, в отличие от российской, понимает, что прогрессивная шкала налогов, которая, кстати, была при Советской власти, предусматривающая уплату налога в зависимости от величины дохода, это не "социалистическая блажь", а необходимое условие сбалансированности и устойчивости экономики, ее инвестиционной емкости, социальной устойчивости и социальной справедливости.

Ситуация в стране усугубляется тем обстоятельством, что государство стремится уйти из материальных сфер жизни общества, оставляя за собой лишь власть, политику, сбор налогов и распределение бюджетных средств. Да и с этим оно справляется далеко не лучшим образом. Страна брошена на разграбление и уничтожение. В результате идет варварское разграбление богатств страны, около 10 млн. безработных, нищенские пенсии и заработная плата. Страна потеряла основную часть своих традиционных рынков сбыта, в том числе и внутренних, которые, даже не пытаясь как-то защитить, просто "подарили" иностранному капиталу. Банкротство, рейдерство, сокращение финансовой поддержки государством реального сектора экономики, потеря про­до­вольственной безопасности, недоступность рынка для товаропроизводителей, дикий рост цен и тарифов, развал армии, коррупция, пьянство и наркомания, всевластие олигархов - вот они главные «достижения» либеральных реформ. Собственность, а во многом и страна, оказались в руках кучки нуворишей-олигархов. В стране орудует иностранный капитал. Расцвела махровым цветом коррупция, организованная преступность, бандитизм и беспрецедентное взяточничество. Нищенство и детская беспризорность приобрели угрожающие размеры. В страну вернулись болезни, забытые полвека тому назад. Социальные услуги, включая бесплатное здравоохранение, образование, льготную квартплату, отдых, детские учреждения, ликвидированы. Над страной и народом возникли  реальные опасности потери  суверенитета.

 Последние 8 лет высшее руководство занималось глобальным переустройством страны, но не в плане социально-экономического развития, а в плане политического устройства, удовлетворяющего потребностям партии «Единая Россия» для закрепления во власти. По существу был упразднен Совет Федерации, как независимый орган. Введен семипроцентный барьер для прохождения в Думу. Многие федеральные полномочия были сброшены в регионы. Местное самоуправление практически отделили от государства. Начали продавать землю, воду и леса. Банкротство стало осуществляться в автоматическом режиме. Приватизация по упрощенной схеме. Продолжалось разрушение Армии.

Да, построили мы таки при всеобщей мировой поддержке в России капитализм... Но не такой, какого от нас некоторые ожидали за рубежом и который обещали отцы «реформ» обманутому народу, а свой, так сказать, суверенный. Быстро сварганили, но не тот. Получился именно такой, каким мы его все время у себя раньше изображали. Со звериным оскалом. И к тому же грабительский, воровской. Видимо, этот грабительский капитализм в России и не мог получиться иным, если вспомнить, кто стоял у его истоков. Хотя капитализм бывает разный. К примеру, есть английский, классический. Есть его современная разновидность - американский, империалистический. Есть юго-восточный, национально-технократи­ческий. Есть австрийский, социально ориентированный. Есть, наконец, скандинавский, при котором различие в уровне доходов граждан строго контролируется, а децильный коэффициент не превышает 3. Или "народный капитализм" с эрхардовской идеей "благосостояние для всех". В России вышло в итоге все по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось - как всегда…

Страна оказалась у разбитого корыта, отстав от развитых стран на 20-30 лет, попав в полную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. Для власти возник вопрос: что будем делать, когда продадим все или потряем сырьевой рынок? Власть встала перед выбором: либо перейти на новую экономическую модель, к чему призывает лозунг модернизации, либо и дальше стремиться сохранить относительное благополучие в экономической и социальной сферах за счет распродажи национальных богатств, которое обеспечивает закрепление страны в поставщика энергоресурсов.

Именно поэтому власть в последнее время выказывает обеспокоенность создавшимся положением. Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года подчеркнул, что стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Он объявил российскому обществу пять модернизационных приоритетов: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и стратегические информационные технологии. Экономика России, по мнению президента, должна отказаться от сырьевой модели. Как это все напоминает убаюкивающую демагогию Горбачева 25-летней давности!

Заявленная цель правильная и актуальная. Фракция КПРФ ее поддерживает. Однако, на наш взгляд, ее можно достичь только лишь системной модернизацией экономики, а не отдельных ее элементов. Даже поверхностный анализ устремлений власти показывает, что в лучшем случае речь, скорее всего, идет о восстановлении в ближайшее время утраченного советского потенциала, нежели о реальной трансформации российской экономики на конкурентном современном уровне, и преодолении “унизительной сырьевой зависимости”.

Кардинальным пробелом анонсированной модернизации стало отсутствие сопутствующих институциональных реформ. В то же время мировой модернизационный опыт свидетельствует, что без становления обновленных институтов рассчитывать на успех современной модернизации не приходится. При этом термин “институциональные реформы” обладает вполне реальными критериями. К ним относятся шесть показателей институциональных изменений: право голоса и ответственность, политическая стабильность, эффективность государственного управления, качество законодательства и праворегулирования, власть закона, борьба с коррупцией. В данном случае для ситуации в России в качестве базовых индикаторов должны выступать - эффективность государственного управления и борьба с коррупцией.

Однако модернизация по-президентски пока не предусматривает реформирования указанных институциональных критериев. Право голоса народа игнорируется властью. Фальсификация выборов стала нормой, что является ни чем иным, как антиконституционным присвоением власти. Ждать в такой ситуации политической стабильности – утопия. Можно ли ожидать эффективного государственного управления от людей, незаконно присвоивших власть? Можно ли ожидать качественного законодательства от людей, захвативших власть с целью ограбления страны? Их законодательство всегда будет направлено на прикрытие воровства и коррупции. О какой власти закона можно говорить в криминальном обществе, где зачастую главными преступниками являются работники правоохранительных органов и чиновничья рать всех уровней и рангов.

Вертикально интегрированное управление осталось только в Армии и МВД. В сфере гражданской деятельности полная неразбериха, где никто никому не подчиняется и ни за что не отвечает. Отраслевые структуры управления экономикой упразднены, а законы, регулирующие данную сферу, до сих пор не приняты. Экономика брошена на произвол криминального предпринимательства. Это относится и к социальной сфере в области культуры, просвещения, духовности, патриотизма. Балом и здесь правит прибыль, о чем с болью недавно на правительственном часе говорит министр культуры России.

Территориальное государственное управление также не имеет вертикали, бюджет сконцентрирован на федеральном уровне. В нижних эшелонах - безвластие и безденежье. От планирования отказались, за прогнозирование никто не отвечает, равно как и за исполнение.

В скудном перечне модернизационных задач власти не встречаются упоминания о развитии производства российских товаров с целью снижения масштабов потребительского импорта. В приоритетах проигнорирована необходимость изменений в социальной сфере, без которых качество жизни российского населения останется на прежнем низком уровне. Не найдем мы и установок на рост инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в образование и науку. Создается впечатление, что в наши дни бюрократическая риторика ведется не о модернизации, а о запуске очередных приоритетных национальных проектов, которые, как показывает опыт, никаких проблем не решили. Где оно «Увеличение ВВП в 2 раза к 2010 году», «План Путина», «Стратегия 2020», «Перечень критически важных технологий», «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», «ГОЭРЛО-2», «Чистая вода» и т.д.? В течение всего периода реформ власть обещала населению некий «прорыв», «экономическое чудо». Наступал «час Х», чуда не случалось, и на смену одной стратегии приходила другая. В обществе накапливалось неверие и апатия. Вообще про нацпроекты уже давно ничего не слышно, лишь прокуратуры разных уровней время от времени информируют общественность, что очередное уголовное дело о растрате бюджетных средств по статье «нацпроекты» направлено в суд.

Судя по реальным шагам власти, провозглашенный курс на модернизацию – это вовсе не стремление вывести страну на современный уровень, включая жизненный уровень населения, а попытка сохранить себя. Данный проект, по мнению многих авторитетных политиков, в том числе и зарубежных, носит имитационный характер, и нужен только для того, чтобы "подновить декорации, сохранив природу режима".

В объявленном формате никакой модернизации не произойдет. Высказанные президентом пожелания вовсе не означают, что мы можем просто перескочить из разрухи и хаоса в чудный постиндустриальный мир, потому что так нам хочется. Нельзя забывать, что для успешной модернизации всенепременно нужна широкая база реальной производственной экономики. Признаком любой модернизации является опережающий рост промышленности и строительства. Если же космическими темпами растут только финансовый сектор, торговля и сфера услуг, к тому же полностью зависимые от импорта, что имеет место в России, то это не модернизация, а проедание будущего и деиндустриализация экономики. Нужны серьезные перемены в налоговой системе, без чего немыслимо наполнение федерального бюджета необходимыми средствами для модернизации. Нынешнее распределение доходов и нынешняя налоговая концепция не позволяют развивать производительные силы страны. Нужно защитить свой рынок и своих товаропроизводителей, без чего немыслимо импортозамещение товаров, принять действенные меры к росту внутреннего спроса. В том числе, речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий.

Необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-эконо­мических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и энергетику невозможно развивать без, должным образом, развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за годы реформ практически полностью деградировала, то у этого инновационного направления, а  именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. Например, в АПК прорывными технологиями являются технологии, использующие фотосинтез энергии солнца для получения сухого вещества. В СССР таким работам придавалось огромное значение, ибо за ними было решение продовольственной проблемы не только в нашей стране. В советское время были созданы адаптивно-ландшафтные системы с уже наполненной эволюционно- генетической детерминантой в стационарных многолетних опытах в различных зонах страны. Именно на основании этих экспериментов отрабатывалось многовидовое использование растительного сообщества с особыми приспособленческими функциями к абиотическим и биотическим функциям среды с повышенной способностью к фотосинтезу. Сегодня все это разрушено или влачит жалкое существование, требует восстановления или создания заново. А ведь положительное решение проблемы на уровне хотя бы десятых долей процента синтеза солнечной энергии решает задачу продовольственной безопасности на многие годы.

Приведенные примеры, как и многое другое, и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно еще восстановить. Состояние отечественных производственно-технических систем таково, что, прежде чем вести разговоры об инновациях, необходимо возродить классические консервативные цепочки производства с должным качеством. Поскольку в противном случае у инноваций просто будет отсутствовать необходимая база.

КПРФ обеспокоена сложившейся ситуацией в стране и имеет свое представление о том, как вернуть стране утраченные позиции и вывести ее в число высокоразвитых стран мира. Проводя модернизацию, нельзя ограничиваться полумерами. Модернизация это комплекс мер с целью подъема всей страны до уровня требований современности. Обязателен широкий фронт таких мер, также как и движение по всему этому фронту. Нельзя заняться экономикой, оставив без внимания социальную сферу. В противном случае это будет напоминать случай, когда хвост вытаскивают у лошади, а грива погружается в болото. В итоге лошадь по-прежнему остается без движения.

Прежде всего, необходимо обеспечить материальную базу модернизации. С этой целью надо вернуть в собственность государства природные богатства России и стратегические отрасли экономики: электроэнергетику, транспорт, ВПК, нефтяные и газовые месторождения, заводы и шахты. У государства должно быть минимум 50-60% собственности. Национализация основных богатств позволит увеличить бюджет страны до 12-15 трлн. рублей.

Увеличить бюджет страны на несколько триллионов рублей позволит введение прогрессивной шкалы налогообложения. Необходимо заставить богатых платить не 13% от доходов, особенно от сверхдоходов, а гораздо больше, как это имеет место во всех развитых странах. При этом необходимо перевернуть налоговую пирамиду в сторону регионов, оставляя большую часть налоговых поступлений на местах.

Надо вернуть в собственность государства Центральный банк, на порядок сократить число коммерческих банков, усилить контроль за движением финансов, тем самым практически исключить бесконтрольный вывоз капитала за рубеж и обеспечить экономику страны дешевым кредитом. Сейчас, за период кризиса, банки получили от государства достаточно большой запас ликвидности. Но они по-прежнему не кредитуют отечественных заёмщиков из-за опасности невозврата средств. Свои капиталы отечественные банки предпочитают вкладывать на Западе – пусть под относительно небольшие проценты, но обеспечивая себе гарантированный и стабильный доход. Правительство ничего не делает для того, чтобы банковская система страны, на поддержку которой в кризисный период были выделены огромные средства, предоставляла долгосрочные кредиты под приемлемые проценты (так называемые "длинные деньги"). Вместо этого правительство намеревается задействовать в этих целях средства пенсионной и страховой систем, а также использования вкладов граждан. То есть налицо очередная попытка олигархов залезть в карманы граждан страны, в то время как средства федерального бюджета, вложенные в банковский сектор, используются крайне неэффективно.

Необходимо кардинально пересмотреть отношение к роли государственного регулирования и контроля – одного из главных показателей институциональных изменений. Модернизацией нельзя управлять в ручном режиме, какими бы умными не были председатель правительства и президент. Этот сложный процесс не может обойтись без стратегического планирования. Возрождение планирующих государственных органов – необходимое условие успешной модернизации экономики и социальной сферы. Мы предлагаем в рамках правительства учредить планирующий орган - министерство развития и ведомство, которое занималось бы новыми техническими решениями и разработками как отечественными, так и зарубежными - министерство технологий. К составлению перспективных планов модернизации должны привлекаться специалисты и ученые.

Участие государства в экономической жизни не должно ограничивается тем, что оно является собственником того или иного предприятия. Государство, прежде всего, регулятор экономических процессов. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает. На нынешнем этапе, пожалуй, особое значение приобретает противодействие сращиванию чиновничества всех мастей с бизнесом. Без разрыва связки чиновничества с бизнесом невозможна серьезная борьба с коррупцией. Без серьезного подавления этого зла рассчитывать на успех не приходится.

Президент прав - Россия резко отстала от очень многих стран в разработке и внедрении энергосберегающих технологий. И этой проблеме необходимо уделить самое пристальное внимание. На производство одной тонны стали у нас тратиться в 3 раза больше электроэнергии чес в Бельгии, Франции, Италии. На производство одной тонны минеральных удобрений  - в  6 раз больше, чем в арабских странах. Без повышения энергоэффективности в производстве невыполнима задача достижения конкурентоспособности нашей экономики. Конечно, большое значение имеет сбережение энергии за счет новых электролампочек, но оно мизерно по сравнению с потерями в промышленности. Главное в этой области – это восстановление единой энергетической системы страны. Как показало время, передача энергетики в частные руки не только ограничила возможности государства, но и привела к угрозе ее уничтожения, что продемонстрировано аварией на крупнейшей Саяно-Шушенской ГЭС. Без возможности для государства управлять энергетическими потоками становится бессмысленной сама идея модернизации экономики.

Для России, страны огромных пространств и территорий, чрезвычайно актуальной является транспортная проблема. Транспортная система страны – это не только важнейший технологический элемент экономики. Она играет серьезную коммуникационно-цивилизаци­онную роль. Включение ее в рыночную стихию, помимо нарушения технологических и производственных связей, привело к бешенному росту тарифов и затруднениям в человеческих отношениях. В этой связи совершенно понятной становится необходимость возврата в лоно государства транспортной инфраструктуры страны.

Следует прекратить попытки приватизации предприятий военно-промы­ш­­ленного комплекса страны. Более того, надо оказать ему многостороннюю поддержку, превращая его в один из важных рычагов инновационного развития всей экономики. Исторически сложилось так, что в советский период ВПК вобрал в себя наибольшую часть научно-технического потенциала страны. Этот потенциал далеко не полностью растрачен в современной России. Поставив его на службу модернизации экономики, следовало бы сделать технико-технологи­ческие достижения ВПК доступными для гражданского производства, естественно, не нанося ущерба секретности, необходимой при изготовлении вооружений. В США производством вооружений занимаются, как правило, компании, которые одновременно выпускают гражданскую продукцию, во всяком случае, продукцию двойного назначения. Это – один из важных путей инновационного развития и для нас.

Все это не исключает серьезного внимания государства к другим базовым отраслям экономики: машиностроение, самолето- и судостроение, станкостроение, электронная промышленность, космическая, информационная и строительная отрасли, легкая и пищевая промышленность и т.д. Самое пристальное внимание должно быть обращено на АПК страны. Без серьезной государственной поддержки, в первую очередь, коллективных хозяйств, село вымрет. Минимум 10% расходной части бюджета необходимо направлять для решения экономических и социальных проблем сельского хозяйства. Ликвидация диспаритета цен, обеспечение крестьян удобрениями, техникой, племенным скотом, строительство жилья, дорог, подготовка и закрепление кадров - вот те проблемы, которые требуют незамедлительного разрешения. Не решив их, не восстановив сельское хозяйство, как высокопродуктивную отрасль, трудно рассчитывать на серьезный успех модернизации в целом.

Необходимо резко повысить роль государства в качестве стимулятора научно-техниче­ского прогресса. Методы и меры такого стимули­рования должны на данном этапе составить одну из основных частей функции государства как регулятора экономики. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных мероприятий является дифференци­рованное снижение налогов, предоставление налоговых каникул, субси­дирование процентных ставок на кредиты, используемые для приобретения новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. В настоящее время 70% наших предприятий почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций лишь закупку машин и оборудования. Причем, в большинстве случаев закупается по более низкой цене оборудование уже не сегодняшнего дня. Только  чуть более 8% заинтересованы в закупке лицензий и патентов. Нужно их поощрять в первую очередь. Вспомним, как быстрого роста достигли Япония, Южная Корея, а сегодня  - Китай, Индия. Магистральным путем к этой цели были закупки лицензий, которые не просто реализовались, а становились базой для усовершенствования.

С целью самообеспечения финансовой поддержки инновационных мероприятий мы предлагаем учредить общенациональный Фонд модернизации и технологического развития страны. В этот фонд все без исключения компании должны направлять определенный процент от своих доходов. Причем, и это очень важно, сумма отчислений в этот Фонд уменьшалась бы на тот объем средств, который компания тратит на решение своих собственных инновационных проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конс­тру­к­­тор­ские работы. Этот фонд можно было бы наделить многими функциями хорошо проявившего себя в советский период Государственного комитета по науке и технике.

Наряду с недостатком, связанным с приобретением предприятиями новых технологий, надо научиться превращать в активы свой интеллектуальный потенциал. Путь от фундаментальных открытий через прикладную науку до внедрения в производство в России в два-три раза дольше по времени, чем в США, ряде развитых европейских стран. Сохранение этого отставания недопустимо. Свое веское слово в разрешении данной проблемы обязана сказать Российская академия наук, которая, как и наука в целом, требует государственной поддержки. Без государственной поддержки науки, без разработки фундаментальных научных дисциплин России будет уготовлена роль страны, получающей сугубо дозировано технико-техно­логические достижения из-за рубежа.

Новые, нетрадиционные идеи нужны и для кадрового обеспечения модернизации и технологического развития страны. С этой целью можно предложить, например, чтобы в каждом федеральном округе было создано не менее трех-пяти образовательных объединений (центров), основу которых составили бы высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав центров могут войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов.

Необходимо кардинально усилить социальную направленность экономической политики. Социальная направленность экономической политики диктуется и общим положением – бедностью значительной части российского населения, а также ухудшением демографической и экологической ситуации. За годы реформ население России сократилось более чем на 9 млн. человек. В стране почти 5 млн. алкоголиков, 2,5 млн. – наркоманов, 1,3 млн. – ВИЧ-инфицированных. Ежегодно погибает 32-34 тыс. человек – на дорогах, 36 тысяч от отравлений, 30 тысяч от наркотиков, 10-12 тысяч от некачественных лекарств, 25 тысяч убийств, 38 тысяч самоубийств, около 8 млн. абортов.

Около 40% территории России (центр и юг Европейской части Российской Федерации, средний и южный Урал, западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60% ее населения, фактически являют собой картину экологического бедствия. Общий объём образования всех отходов – 2,6 млрд. тонн в год! На территории России в отвалах и хранилищах накоплено около 100 млрд. тонн твердых отходов опасных для жизни людей. Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. Объем сточных вод в России составляет около 70 км3 в год, а объем очищаемых вод - менее 3 км3. Только 11-13% всех водных объектов находятся в состоянии экологического благополучия. Ежегодно в атмосферу поступает около 20 млн. тонн химических веществ от действующих предприятий и 17 млн. тонн - от транспорта. На территории России суммарная активность радиоактивных отходов оценивается в 4 млрд. кюри. Общий объем загрязнений от нефтедобывающей отрасли сейчас составляет 1,2 млрд. тонн нефтеводяных эмульсий. От хронических заболеваний, вызванных тяжёлой экологической обстановкой, ежегодно умирают от 300 до 350 тыс. человек.

 Национализация природных богатств страны и возрождение промышленного потенциала позволят в кратчайшие сроки избавиться от всех этих пороков, увеличить в несколько раз заработную плату, пенсии и социальные выплаты населению. Вернуться к бесплатному образованию и здравоохранению. Обеспечить граждан работой, доступным жильем. Уже сегодня можно существенно снизить безработицу, прекратив банкротство предприятий, оказав им, а не банкирам финансовую поддержку. Особое внимание необходимо обратить на предприятия в моногородах.

Модернизация экономики невозможна и без демократизации. Главные ее направления в России на нынешнем этапе – это верховенство Закона и независимое правосудие. Сегодня противопоказано ослаблять внимание к реальной криминализации экономики, особенно, когда ее наиболее опасными проявлениями являются коррупционное «обслуживание» экономики чиновничеством, а также преступные действия самих предпринимателей – рейдерство, производство контрафактной и фальсифицированной продукции, уход от уплаты налогов, монополизация рынков и т.д.

Российская действительность требует также, чтобы были предусмотрены меры по усилению государственного и общественного контроля за целевым характером и эффективностью преференций, предоставляемых тем компаниям, которые занимаются инновационной деятельностью. Эту функцию частично выполняет Счетная палата. Но нередко результаты ее расследований и аналитической работы уходят в песок. Этого не должно быть.

Успех модернизации экономики в России во многом завит от состояния политической атмосферы в стране. Характерная черта такой атмосферы – партийный плюрализм. Нормальному ее состоянию в России препятствует злоупотребление административным ресурсом, которым беззастенчиво пользуется «Единая Россия». Создание по сути моноцентристской партийно-госу­дар­ст­венной системы, даже при наличии на политическом поле многих партий, блокирует демократический процесс.

Для успешного проведения модернизации фракция КПРФ предлагает существенно переработать всю законодательную базу страны, внеся проекты новых федеральных законов и соответствующие поправки в существующие законодательные акты. В частности, мы считаем необходимым вернуться к вносимому ранее коммунистами закону «О национализации в РФ». Необходимо срочно принять федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», а так же закон «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации», «О промышленной политике в РФ» и ряд других законов. Внести поправки в Земельный, Водный и Лесной кодексы в части запрета рыночного оборота земли, водных и лесных ресурсов, передачи их в частные руки. Внести поправки в законы «Об образовании», «О здравоохранении», «О банкротстве», «О реформировании ЖКХ», в Налоговый кодекс в части установления прогрессивной шкалы налогообложения, «О борьбе с коррупцией», «О поддержке сельского хозяйства», в Трудовой, Гражданский и Уголовный кодексы и т.д.

Именно они, в случае своей реализации, придадут системный характер усилиям страны по модернизации экономики, сохранению и приумножению имеющихся конкурентных преимуществ Российской Федерации. Дадут возможность создать и воплотить в жизнь совершенно новые технические достижения и технологии, которыми наша страна пока не располагает, и только тогда у нашего государства появятся возможности комплексно решать задачи по обеспечению устойчивого роста российской экономики, промышленного развития страны, повышения качества жизни населения и безопасности государства.

События последнего времени: война на Кавказе и мировой финансово-экономический кризис убедительно доказали, что, несмотря на возросший в последние годы потенциал  России, ее возможностей, как в политике, так и в экономике далеко не достаточно, чтобы противостоять вызовам современности. Слепое копирование западной модели развития привело Россию на край пропасти. И пока еще есть немного времени и некоторые ресурсы, необходимо проанализировать ситуацию и выработать стратегию дальнейшего развития. Хотя, как показывают социологические опросы, пока у населения не вызывает энтузиазма заявленная модернизация: 16% считают ее очередным способом разворовывания госсредств, практически столько же россиян (17%) видят в ней «только разговоры». И лишь 10% опрошенных ожидают от модернизации возрождения страны. Власть полностью дискредитировала себя в глазах населения. Без всяких преувеличений можно утверждать, что дальнейшее независимое существование России ее модернизационное развитие невозможно без существенного усиления позиций государства по всем направлениям развития. Только на этом пути спасение страны и ее возрождение.

Спасибо!

 

kprf.ru