Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Партия действует! » Депутаты и главы » Николай Коломейцев: Какое социальное государство мы построили за 30 лет?
Пятница, 29 Мар 2024

Николай Коломейцев: Какое социальное государство мы построили за 30 лет?

Печать
Представляем Вашему вниманию аналитическую статью первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ, члена Президиума ЦК КПРФ, первого секретаря Ростовского ОК КПРФ Коломейцева Н.В.
 
 
Выступая 27 января 2021 г. во время онлайн-выступления на «Давосской неделе» Президент России В.В.Путин заявил, что основная задача для России на сегодняшний день ― это выход из бедности. «По оценкам Всемирного банка, в Китае, например, число людей с более низкими доходами сократилось с 1,1 млрд человек в 1990 году до менее чем 300 млн. в последние годы. Это, безусловно, успех Китая. В России - с 64 млн человек в 1999 году до порядка 5 млн в настоящее время. И мы считаем, что это тоже движение вперед в нашей стране ― в самом главном, кстати говоря, направлении», ― сказал глава государства.
 
 
Также В.В.Путин подчеркнул, что «одними из ключевых вызовов, которые в настоящее время стоят перед мировым сообществом, являются социально-экономические проблемы, которые порождают сильное общественное недовольство, а иллюзия того, что эти проблемы можно проигнорировать или «загнать куда-то в угол», чревата серьезными последствиями».
Давайте посмотрим на социально-экономические проблемы России и зададимся вопросом, почему, если руководство страны знает о серьезности последствий этой проблемы, в стране существуют значительные проблемы в этой сфере?!
Начнем с главного – с Конституции РФ.
 
 
Согласно Статье 7 Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»
Но, что считать достойной жизнью? Каковы критерии этого понятия?
 
 
Еще в 1990 году ООН опубликовала впервые Индекс человеческого развития (ИЧР ООН). Индекс – показатель, ранжирующий страны мира по уровню развития и благополучия граждан, и, включающий такие параметры, как душевой размер ВВП, продолжительность жизни, доступ к образованию и др. ИЧР для России в 2020 году составил 0,824, что соответствует 52-му месту среди 189 государств мира. С 1990 года (за 30 лет) значение ИЧР России увеличилось с 0,735 до 0,824, рост составил лишь 12,1%. В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень. Показательно в этой связи, что Россия, Белоруссия и Казахстан вошли только во вторую группу стран Рис. (Ист.. https://yandex.com/news/instory/Indeks_chelovecheskogo_razvitiya)_
 
 
Еще один рейтинг стран мира по уровню жизни по состоянию на начало 2020 года.. Рейтинг составлен на основе данных крупнейшей в мире базы пользовательского контента Numbeo и определялся при помощи онлайн-исследований без использования официальных правительственных. Формула подсчета открытая, она есть на сайте Numbeo. При расчете рейтинга используется эмпирическая формула, которая учитывает индекс покупательной способности (чем выше, тем лучше), индекс загрязненности (чем ниже, тем лучше), индекс соотношения цен на недвижимость и доходов населения (чем ниже, тем лучше), индекс стоимости жизни (чем ниже, тем лучше), индекс безопасности (чем выше, тем лучше), индекс здравоохранения (чем выше, тем лучше), индекс, учитывающий времени в пути на работу (чем ниже, тем лучше) и индекс климата (чем выше, тем лучше)и др. Россия с 2018 года по 2020 год упала в рейтинге с 56 места на 67 место на 11 пунктов. (Рис. 1). Вот такое качество жизни у граждан России.
 
 
Если обратится к еще одной международной организации – ВОЗ, то по ее рекомендациям предельная доля оплаты медицинских услуг в расходах граждан должна составлять не более 20% (у нас – свыше 40%).
 
 
По данным Росстата, граждане России по итогам 2018 года потратили на платные медицинские услуги 678 млрд. рублей, что на 50 млрд. рублей, или на 8%, больше, чем за 2017 год, а в 2019 году (практически до пандемии) потратили 723,1 млрд руб., или на 45,4 млрд больше, чем в 2018 году (рост на 6,7%.) (Рис.2)
 
 
Рост объемов медицинских платных услуг связан не с ростом благосостояния граждан, а связан с уровнем качества и доступности бесплатной медицины. Состояние отечественной медицины считают самой важной проблемой 34% жителей России (тот же коронавирус сам по себе беспокоит меньшее число людей – только 20%), показал опрос в сентябре 2020 г. компании IPSOS. Компания проводила исследование до пандемии в 2018 г., и тогда лишь 17% опрошенных сказали, что имеют доступ к лучшей медпомощи (в мире таковых в среднем существенно больше – 45%). При этом трое из четырех жителей нашей страны заявили что, большинство не имеет доступа к качественному здравоохранению. Данные IPSOS коррелируют с проведенными в сентябре 2020 г. опросами фонда «Общественное мнение»: 49% граждан считают, что дела в медицине обстоят плохо, полностью довольны нашей медициной только 10%. Любопытно, что в 1989 г. в СССР (данные ЦСУ СССР) всего 10% населения высказывали недовольство качеством медицины (ист. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/14/843300-dengi-lechat)) Убыль населения по данным Росстата растет и превышает рождаемость Убыль населения за 2018 год была существенно больше, чем за 2017 год ‒ 224,5 тыс. и 135,8 тыс. человек соответственно. По последним данным Росстата, за 2020 год в России зафиксировано рекордное значение по убыли населения 687 тыс. человек.
 
 
При этом госрасходы на медицину невелики в общем объеме госраходов. Совокупные госрасходы на медицину В 2020 г. из-за дополнительных трат в связи с пандемией коронавируса выросли с 3,5% до 5% ВВП от общего объема расходов. Но в докризисных 2017 и 2018 г. они составляли около 3%, в то время как, например, расходы на медицину в США в 2018 г. составляли 14,3% ВВП, в Германии – 9,5%, в Польше – 4,5%.
 
 
По стандартам Международной организации труда (102-я конвенции) минимально допустимым уровнем возмещения утери трудовых доходов («коэффициентом замещения») считается пенсия в размере 40% от зарплаты. В развитых странах этот показатель значительно выше (Ист.https://www.mk.ru/economics/2020/11/27/ )
 
 
Повысить коэффициент замещения в развитых странам гражданам помогает дополнительная система – накопительная часть пенсии. Совмещение нескольких систем позволяет получить коэффициент замещения в разы больше. (Рис.3)
 
 
За свою жизнь работающий человек в развитых странах накапливает сумму, которая на пенсии будет приносить доход в размере одной трети от прежней зарплаты.
 
 
Но в России это невозможно, т.к., в большинстве своем, очень низкие зарплаты, которые не позволяют ничего накопить (лишь бы прожить!!!). А система накопительных пенсий – провалена, поскольку изначально была ориентирована на богатых граждан, живущих в стабильно растущей экономике. Сейчас, несмотря на проведенную операцию по повышению пенсионного возраста, накопительные пенсии вновь заморожены. Президент России ВВ.Путин подписал закон, продлевающий заморозку накопительной пенсии до конца 2023 года. Напомним, накопительная пенсия заморожена с 2014 года. Это означает, что люди не получают свои деньги, отложенные на пенсию. Отчисления в размере 6% от зарплаты направляются в страховую часть, то есть идут на выплаты нынешним пенсионерам. Ранее граждане могли самостоятельно решать, направлять деньги на формирование накоплений или передать в страховую часть, тем самым увеличив баллы для расчета размера пенсии. Опять же, не деньги, а баллы, которые неизвестно как посчитают в будущем. Разве можно заинтересовать граждан, даже если у них неплохая зарплата, участвовать в такой накопительной системе?! Кроме того, у граждан России нет доверия к негосударственным пенсионным фондам. Многие считают, что пенсионная реформа затевалась для того, чтобы скрыть сворованные деньги из пенсионных фондов. И это находит новое подтверждение. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в связи с переводом пенсионных накоплений свыше 500 тысяч россиян без их ведома из Пенсионного фонда России (ПФР) в частные НПФ «Согласие», «ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд ПН» и «Социум».(ист. https://svpressa.ru/economy/article/243565/). Россияне не верят ни государственному, ни негосударственным пенсионным фондам.
 
 
По данным Росстата в 2020 году пенсия, составляет всего 30% средней зарплаты. А по прогнозу в 2021- 2023 гг. не превысит 33%. На самом деле все обстоит несколько хуже, потому что в этой статистике не учитываются «серые» зарплаты. Поэтому многие пенсионеры при уходе с работы теряют до 80% своего дохода и попадают в категорию малоимущих.
 
 
И повышение пенсионного возраста не помогло. Спустя годы после реформы можно сделать однозначный вывод: реформа никоим образом не решила проблему пенсионной системы, а в лучшем случае лишь отсрочила ее крах на несколько лет, вызвав ужасный рост социальной напряжённости.
 
 
Но в России кроме пенсионеров появились еще предпенсионеры-лица предпенсионного возраста ,те граждане, которым до назначения законной пенсии осталось 5 лет (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет). Всем известно, что в России уже после 45 лет на работу устроится очень трудно, а тут появляется множество граждан в возрасте 55-60 лет, которые должны работать и дальше. Но где рабочие места? Государство только обещает и планирует создание тысяч новых рабочих мест, а в реальности их нет.
 
 
Государство изобрело механизм, позволяющий разделить ответственность за безработных предпенсионеров с их детьми. Внесены поправки в Семейный кодекс России: «Право совершеннолетних нетрудоспособных лиц, которые нуждаются в материальной помощи, право нуждающихся в материальной помощи бывших супругов, достигших пенсионного возраста, на алименты будет распространяться в том числе на лиц, достигших предпенсионного возраста – 60-летних мужчин и 55-летних женщин». Надо отметить, что фракция КПРФ в Государственной Думе голосовала против этих поправок. Теперь безработный предпенсионер имеет право подать заявление на выплату ему алиментов его детьми или родственниками, даже бывшими. (Рис.4)
 
 
Справедливости ради, надо отметить, что требовать алименты от детей и бывшего супруга необязательно. Это право, а не обязанность предпенсионера. Но тем не менее, возникает прецедент такой возможности. А у поколения «детей предпенсионеров» своих проблем достаточно. БЕЗРАБОТИЦА!!! ЗАРПЛАТЫ МАЛЕНЬКИЕ!!! ЖИЛЬЯ НЕТ!!!ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ –ПЛАТНОЕ! ЦЕНЫ НА ПИТАНИЕ, ДЕТСКИЕ ВЕЩИ и , ЛЕКАРСТА – КОСМИЧЕСКИЕ!!!
 
 
И что же они видят? Старость своих родителей и родственников полную ограничений и проблем.
 
 
Молодым в России все меньше смысла искать свой светлый путь в жизни, так как в конце этого пути маячит та же унылая долгая старость с отчаянной экономией на всем. Эта бесперспективность – страшнее всего. Вот отличие от поколения, жившего при СССР. Было будущее! Вера в завтрашний день! Была радость и гордость за себя, за семью, за друзей, за свою страну!
 
 
Поэтому и с демографией проблема. В 2019 году родилось 1,481 млн. детей, а в 2020 году – 1, 436 млн. детей, т.е. на 3,3% меньше, чем в 2019 г. Это минимум по рождаемости за последние 10 лет. Такой же минимум наблюдался (в 2020 г. родилось 1, 267 млн. детей). Тогда рождаемость упала после экономических событий 1998 года, т.е. наблюдалась так называемая "демографическая яма", которая снова начинает повторяться, начиная с 2017 года. (Рис 5)
 
 
Сегодня можно констатировать, что по рождаемости и смертности Россия почти вернулась в 90-е. Тогда рождаемость тоже составляла 1,2-1,4 млн, смертность превышала 2 млн, а «естественная» убыль доходила почти миллиона в год. Но если тогда на подходе было многочисленное поколение рожденных в 80-е, то сейчас никакого улучшения не предвидится. Принимаемых правительственных мер недостаточно. Сейчас коэффициент рождаемости 1,5, а нужно 2,2, чтобы восстановить нормальное воспроизводство населения (Ист.https://www.pravda.ru/economics/ 1541581-demografia_russia )
 
 
Но в России семьи с детьми – это основная часть бедного населения. В бытность, когда М.Топилин был министром труда и социальной защиты, он заявил, что: «Из всей численности тех, кто находится ниже уровня прожиточного минимума по доходам, по нашим оценкам, почти 70% - это семьи, которые имеют детей».
 
 
Характерная черта российской бедности — огромное количество работающих нищих, а отсюда вытекает проблема бедности семей с детьми, «Обычно в рыночной экономике структура бедности состоит в основном из безработных людей или семей с тремя и более детьми. Однако в России картина нетипичная: многие семьи, даже имеющие работу, переходят за черту бедности с рождением даже первого ребенка» (ист. Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС). Каждый четвертый ребенок в России живет в бедности Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, россияне считают бедной семью, доход которой на каждого члена составляет менее 15 000 рублей в месяц. Без масштабных мер по борьбе с бедностью быстрое вымирание России уже не остановить.
 
 
Под бедностью понимается состояние человека, при котором он не способен удовлетворить минимальный уровень своих потребностей. По мнению социологов и экспертов в области финансов, сегодня определение «уровень бедности» довольно размыто. Для большей части населения она характеризуется жизнью «от зарплаты до зарплаты», довольствованием недорогими, некачественными продуктами, приобретением одежды second hand и наличием долгов. А для 1/3 россиян бедность — это невозможность иметь личное авто и посещать «заграницу». (Ист: https://visasam.ru/russia/goroda/bednost-v-rossii.html)
 
 
Методика Росстата к бедным относит тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный набор которых описан в потребительской корзине. Денежный эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом (ПМ). Иными словами, бедный — это тот, чей доход ниже ПМ.
 
 
В среднем по всем группам населения прожиточный на 2021г составит 11,6 тыс. руб., а МРОТ —12,8 тыс. руб. (Ист.https://www.rbc.ru/economics/ 24/09/2020/)
 
 
Во втором квартале 2020 года число россиян с доходами ниже ПМ увеличилось на 1,3 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составило более 20 млн,чел.
 
 
По данным Росстата почти половина российских семей не могут приобрести товары длительного пользования, так как их доходов хватает только на покупку еды и одежды. Более 15% семей сообщили, что им денег хватает только на еду, а покупка одежды и оплата услуг ЖКХ уже стала для них проблемой. Для 0,7% семей не хватает средств даже на еду. По данным ВЦИОМ ситуация еще хуже – у 10% россиян не хватает денег даже на продукты, у 29% нет средств даже на одежду.
 
 
Разность в данных связана с методикой подсчета. Росстату необходимо изменить подход к расчету уровня бедности — с абсолютного на «метод лишений». То есть, исходить не из прожиточного минимума, а из недоступности при данном уровне дохода качественного питания, услуг здравоохранения, образования, культурного развития и так далее. При таком подходе, по мнению экспертов, официально число бедных в России увеличится с текущего уровня почти в 21 млн человек до 35-37 млн,чел. (Ист.https://www.gazeta.ru/business/2019/10/16/12759242.shtml).
 
 
То, что для Европы средний достаток, у нас многие считают чуть ли не роскошью. Как показало исследование ФНИСЦ РАН, люди относят себя к "высокообеспеченным", если на одного члена семьи приходится 40,6 тысячи рублей в месяц и более (это усредненная цифра по стране). "Среднеобеспеченными" себя считают люди с доходом до 22 800 руб. на человека в семье, бедными - до 15 200 руб.). В более зажиточных странах это называется бедностью.
 
 
Дело не только в величине зарплат, а и в том, может ли человек из тяжелой ситуации вырваться собственными силами. В экономических "рыночных реалиях" Запада - скорее да. В России - скорее нет.
 
 
Перечисляя основные источники своего дохода, почти три четверти (71,4%) граждан назвали заплату по основному месту работы, треть (33,2%) - пособия, пенсия, алименты, помощь благотворителей или государства, четверть - 23,8% - подсобное хозяйство или дачу, 16,7% - разовые приработки, 11,3% - материальную поддержку от родственников или друзей. Лишь 7,8% работают по совместительству, 4% - сдают в аренду квартиру или дачу, 3,9% - ведут собственный бизнес.
 
 
Среди людей, живущих на зарплату, "богатых" лишь 1%. Это в основном руководители крупного государственного и частного бизнеса, высокопоставленные чиновники и др.
 
 
За три последних десятилетия в России проходят нескончаемые реформы, рушащие прежний социальный уклад. Демонтаж социального государства привел к фантастическому взлету неравенства. Растет социальное неравенство между гражданами России. Для измерения неравенства можно применять коэффициенты разрыва между доходами богатых и бедных. Так, если в 2012 году доходы 10% самых богатых россиян превышали доходы 10% самых бедных в 16,4 раза, то в 2017-м — в 15,4 раза, в 2018 году - 15,6 раза, в 2019 г. – более 16 раз. При этом. разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных, например, в Австрии составляет 6,9 раза, в Норвегии – 6,1, на Украине – 5,9 раза (Ист.: https://versia.ru/10-bogatyx-rossiyan-zarabatyvayut-v-16-raz-bolshe-10-bednejshix)
 
 
В самом общем смысле социальное государство – это, прежде всего, государство со справедливым распределением благ. Целью такого государства является достижение каждым гражданином достойного уровня жизни, помощь обделенным и нуждающимся, выравнивание уровня благосостояния.
 
 
По нашему мнению понятие социальное государство должно рассматриваться шире, чем ориентированное только на малоимущих. Ведь «социум (от лат. socium — «общее») — многочисленная группа людей, объединенных общей территорией, историей, моралью и культурой». Граждане страны – это не только старые, больные люди, нуждающиеся в социальном обеспечении. В стране живут и молодые люди, которые хотят учиться, развиваться, да и в среднем возрасте у людей много потребностей, которые могут быть удовлетворены настолько, насколько позволяет создавшейся уровень жизни в стране. Ведь работающих граждан не может устроить зарплата на уровне МРОТ, который неизвестно почему такой небольшой, почему посчитали именно так, а не иначе? Почему прожиточный минимум такой, что на него нельзя прожить, не потеряв достоинства? Почему при достаточной высокой безработице (официально 6% в 2020 г.) часть рабочих мест занята не гражданами России, а мигрантами из Азии? Почему ничего не вкладывая в развитие реального сектора, в стране жируют квази-государственные банки?
Вопросов много, а ответов нет!
 
 
Россия всё дальше и дальше от того, что понимается как социальное государство. Активно коммерциализируются здравоохранение и образование, даже соцуслуги для стариков оказываются платно, если у них пенсия немного превышает установленный минимум (платные санитарные услуги, платная доставка продуктов и.т.д.) Это потому, что наш Минфин РФ всячески старается сократить госрасходы. Ведь высокие соцрасходы - не продуктивны. Но есть примеры. При самых больших в мире соцрасходах Скандинавские страны и Финляндия стабильно входят в первые 10–15 стран по конкурентоспособности экономики и научно-технологическому развитию, согласно Всемирному экономическому форуму.
Существуют мнения, что социальные государства, своей заботой якобы подрывают способность граждан к самостоятельной реализации, усиливает их зависимость от государства. Возможно, но, по мнению ученых, это относится к селективной модели социального государства, когда поддержку, причём мизерную, оказывают одним лишь неимущим. В то время, как универсальная модель предусматривает заботу о большинстве граждан страны.
 
 
К великому сожалению, именно селективная модель используется в России. Это модель имеет еще один отрицательный результат - происходит разобщение общества. Кто-то получает социальную помощь, а кто-то нет. Вот, к примеру, пенсии в России хоть минимально, но индексируются, зарплаты бюджетникам увеличивают, особенно чиновникам. А что делать тем, кто работает в малом и микро бизнесе?! Ведь никакими силами заставить хозяина бизнеса поднять зарплату сотрудникам невозможно. Особенно в условиях снижения прибыли в пандемию. Зарплаты в этом секторе в районе 20-30 тысяч руб. и никто их не собирается увеличивать! Растет безработица, но не все могут получить пособие, т.к. не имеют официального оформления и получают зарплату в конверте. И это не желание работника, а - широкая практика ведения бизнеса в России, которая процветает!
 
 
При этом, размер пособия по безработице очень мал. По рекомендации Международной организации труда, в первые 3 месяца после увольнения человек должен получать 75% заработка, следующие 3 месяца — 60%, потом — 45%.
 
 
В 2021 году минимальное пособие по безработице останется на прежнем уровне — 1500 рублей. Получать его можно три месяца. Максимальную сумму пособия для безработных сохранили и на 2021 год — она составит 12 130 рублей (ниже прожиточного минимума для работающего – 12 700 руб.). Но столько будут платить не весь период после увольнения, а только три месяца, и только те, кто был официально оформлен и имел приличную «белую» зарплату. Предпенсионеры получают пособие дольше, через полгода им платят 45%.
 
 
Среди наемных работников — каждый десятый, в большинстве случаев вынужденно работает без официального оформления, следует из исследования, подготовленного Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Общая численность работников, занятых на теневом рынке труда, то есть работающих без оформления документов, составляет около трети занятого населения страны (официально до 28% в 2020-м). Данные учитывают, в том числе тех, кто получает часть доходов «в конверте», несмотря на официально заключенное трудовое соглашение. При этом в структуре теневого рынка труда за последние 15 лет выросла доля тех, для кого неофициальный заработок является основным доходом — с 7,3% в 2006-м до 11,2% в 2020-м.
 
 
Основными причинами работы в теневом секторе респонденты чаще всего называли отсутствие официальных рабочих мест с достойной заработной платой (58,7%), возможность иметь свободный график работы и стремление увеличить свои заработки за счет ухода от уплаты налогов (по 29,6% для каждого ответа). Неофициальная или дополнительная занятость в кризисный период являлась «одним из условий выживаемости части населения», однако именно те, кто работает самостоятельно или трудится в теневом секторе, сильнее всего пострадали от последствий кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
 
 
Среди тех, кто работает без оформления, на ухудшение своего материального положения указали 58,3%. Среди самозанятых, работающих официально, — 57%. Среди официально занятых этот показатель составил 36,7%.
 
 
Число занятых россиян к концу 2020 года снизилось до 70,77 млн человек — абсолютного минимума с 2011 года. До пандемии работа в России была у 72,4 млн человек. За 2020 год число трудящихся уменьшилось сразу на 1,65 млн человек — в таком количестве рабочие места последний раз сокращались лишь во время финансового кризиса в 2009 году (данные аудиторско-консалтинговой компания FinExpertiza).
 
 
При этом по данным Минэкономразвития России в отдельных отраслях экономики — строительстве, добывающем производстве, сельском хозяйстве, торговле — зафиксирован дефицит работников. В этих отраслях необходимо создать условия, чтобы свободные рабочие места заняли граждане России, а не мигранты.
 
 
Государство в данном случае должно способствовать тому, чтобы росла рентабельность производства, и, следовательно, работодатель имел возможность платить работникам достойную зарплату. С этой целью социальные государства обычно грамотно защищают свой внутренний рынок, вынуждают банки выдавать предприятиям кредиты под адекватный процент, а так называемые естественные монополии – устанавливать на свои услуги адекватные тарифы. В России - нет!
 
 
При этом все экономические субъекты и крупные и малые создают валовый внутренний продукт, который имеет свою стоимость. Важно как распределяется эта стоимость между государством. бизнесом и людьми.
 
 
Проанализируем основные показатели на основе данных Росстата (с учетом инфляции): доходы государства (бюджеты бюджетной системы РФ); доходы бизнеса (корпоративная прибыль); доходы граждан (реально располагаемые доходы). За период 2014-2019 гг. доходы федерального бюджета увеличились на 9,5%, корпоративная прибыль приросла на 52,9%, а вот реальные располагаемые доходы населения снизились на 7,4%.
 
 
По уточненной статистике Росстата за 2020 год доход граждан упал на 3,5 %, а по отношению к уровню 2013 года на 10,6 %, уровень пенсионных выплат за 2020 год вырос всего на 2,3 % при официальной инфляции 4,9 %.
 
 
При этом в 2020 году в среднем размер назначенных пенсий составил 14 986 рублей, прирост в годовом выражении составил 5,8%., но в реальном - лишь 1.5% (Ист.https://fedpress.ru/news/russia/)
 
 
Вместе с тем за кризисные 2019 г и 2020 г. наблюдается устойчивый рост объемов корпоративных прибылей в России, за 2020 г прибыль выросла до 10283 млрд. руб. (138.467 млрд. $). ( Рис.6).
 
 
Правда много примеров банкротств в бизнесе, в основном малом и микро бизнесе, но для анализа в данном случае мы используем макропоказатель.
 
 
Приведенные данные показывают, что, несмотря на то, что валовый внутренний продукт создают люди, они получают наименьшую долю от «общего пирога» национального богатства. Это - социальная несправедливость и неравенство.
 
 
Следует отметить неуклонный рост социального неравенства. Так, в 2001 г. в России было 8 долларовых миллиардеров, а в 2021 их уже 102, причём 5 новых вошли в список «Форбс» в 2020 году, когда большинство граждан России влачили жалкое существование.
 
 
Откуда берутся эти богатейшие люди в стране нищих людей (более 20 млн. чел. по официальным данным). Вот откуда. Экономика государства — это результат коллективного труда. Годовой ВВП страны — это совокупность произведённой товаров и услуг, произведенных всеми занятыми в экономике людьми. А богатство экономики в целом — совокупность труда всех работающих в стране за многие десятилетия, это они производили и создавали это национальное богатство. Не один Миллер, Сечин, Греф, Костин, Потанин, Дерипаска и т.д., а все работающие простые граждане страны.
 
 
Но, по факту в 2020 году большая часть совокупного национального богатства России (57%) принадлежало 1% богатейшего населения страны; 26% приходилось на долю среднего класса 9% населения (остатки среднего класса); на 90% остальных граждан приходилось всего 17% совокупного богатства страны.
 
 
То есть, на один процент из единственного процента богатого населения России приходится 57% всего богатства российской экономики, а на один процент из 90% граждан — менее 0,2% национального богатства, т.е. в 300 раз меньше.
 
 
Общее состояние российских миллиардеров по данным Forbes выросло в апреле — июле 2020 г. на 20%, до $467,6 млрд (по сравнению с $388,9 млрд. на 7 апреля 2020 г.) (Ист РБК: https://www.rbc.ru/economics/07/10/2020/5f7cd7ed9a79472a859fda18)
 
 
И как же экономика страны должна развиваться, если 90% экономически активного населения систематически получает только четверть своей доли в произведённом им национальном богатстве. Появление новых миллиардеров в стране, где нет активного роста производства, создания новых рабочих мест, развития нового бизнеса (особенно в год пандемии) это, в основном, результат перераспределения и аккумулирования капиталов. Правда пандемия сказалась на отраслевой структуре принадлежности российских миллиардеров. Пандемия ускорила рост цифрового бизнеса, способствовала повышению благосостояния владельцев акций компаний по производству лекарств и медицинского оборудования, разрабатывающих вакцины против коронавируса, терапевтические препараты, а также медицинские устройства, такие как аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Но надо отметить и рост цен на медицинские препараты. Только по официальным данным в целом за 2020 г. цены в среднем на медикаменты возросли почти на 10% к уровню 2019 г. (Истhttps://www.rbc.ru/economics/07/10/2020/5f7cd7ed9a79472a859fda18)
 
 
На протяжение последних лет правительственные чиновники непрерывно говорят, что в России достигнута макроэкономическая стабильность. Макроэкономическая стабильность не создала возможностей в нашей экономике для её развития. Учитывая, что доступ к внешним финансовым рынкам нам закрыт, а российские банки до сих пор не работают на реальный сектор, то в целом эта стабильность ограничивает экономическую активность. Проведение неудачной экономической политики привело к тому, что мы сегодня имеем: огромное недовольство своим положением в обществе царит уже много лет, поэтому подвергаются сомнению любые предположения в части развития нашей страны; низкое доверие власти; отсутствие понимания будущего развития страны, нет представлений о том, куда мы идём.
 
 
В действительности цена достижения макроэкономической стабильности такова: полная потеря в экономическом развитии за прошедшее десятилетие, потеря социального государства.
 
 
Для поддержания макроэкономической стабильности правительство создавало резервы. У нас создан Фонд национального благосостояния (ФНБ). По своему прямому назначению ФНБ — повышению благосостояния народа — ФНБ пока почти не используется.
 
 
В современных условиях при снижении доходов граждан, снижении внутреннего спроса и потребление населения, проблемах малого бизнеса, значительной безработице, бедности граждан страны, можно было бы и использовать часть средств ФНБ именно на поднятия уровня национального благосостояния, т.е. по назначению. При том, что объем ФНБ в январе 2021 года увеличился на 103 млрд рублей и на 1 февраля 2021 г. достиг 13,649 трлн рублей (11,7% от ВВП).
 
 
Согласно статистике Минфина, объем ФНБ в феврале 2020 г составлял 7,84 трлн рублей (6,9% от ВВП). Таким образом, в абсолютном денежном выражении ФНБ вырос почти в два раза (а его доля от ВВП выросла в 1,7 раза).
 
 
При этом ФНБ условно делится на ликвидную часть и неликвидную. Ликвидная часть (около 79%) размещена в возвратных источниках – иностранной валюте (долларах, евро и фунтах стерлингов). Она хранится на счетах в ЦБ РФ. Объем этой части за счет девальвации рубля в сентябре вырос на 436 млрд руб., до 9,346 трлн.
 
 
Неликвидная часть составляет 21%. Она продолжает учитываться в общем объеме Фонда, однако, как установила Счетная палата, это «мертвые деньги», которых по сути нет в наличии. Они были потрачены в проекты «РЖД», которые с большой долей вероятности не окупятся, в кредиты ВЭБу, акции кредитных организаций и госкомпаний. (Рис.7)
 
 
Счетная палата в 2020 г. констатировала, что 4,387 трлн руб. правительство вложило в активы, которые не отвечают главному условию инвестирования средств ФНБ – ликвидности. То есть эти деньги потеряны для государства.(Ист. https://kapital-rus.ru/). Российские власти отказались тратить резервы для помощи гражданам и экономике в 2020 г – в разгар пандемии. По большому счету ФНБ используют только «для своих», а не на обеспечение национального благосостояния.
Вот такое социальное государство построено в России за 30 лет.
 
Рис.1 Рейтинг Индекса качества жизни
 

Ранг

Страна

Индекс качества жизни

Индекс покупательной способности

Индекс безопасности

Индекс здравоохранения

Индекс стоимости жизни

Соотношение цены недвижимости к доходу

Индекс времени движения транспорта

Индекс загрязнения

Климатический индекс

1

Дания

192,67

100,88

74,90

80,00

83,00

7,45

28,85

21,33

81,80

2

Швейцария

192,01

119,53

78,40

72,44

122,40

8,68

29,09

22,39

79,24

3

Финляндия

190,22

99,93

76,68

75,79

70,29

8,35

29,90

11,55

58,87

4

Австралия

186,21

107,31

58,64

77,38

73,54

7,52

34,73

23,46

92,70

5

Нидерланды

183,67

90,73

72,38

74,65

73,75

7,51

29,43

27,41

87,61

6

Австрия

182,50

82,38

76,27

78,73

70,38

10,88

26,27

22,19

77,30

7

Исландия

181,75

79,44

76,64

65,92

100,48

6,74

20,10

16,21

68,81

8

Новая Зеландия

181,02

92,66

59,07

73,81

72,53

8,52

31,10

23,40

95,46

9

Германия

179,78

102,36

65,19

73,32

65,26

9,38

30,98

29,03

83,00

10

Эстония

177,82

71,30

76,86

72,67

50,93

9,06

24,53

19,81

64,28

39

Беларусь

134,83

37,00

75,01

59,04

34,70

14,65

30,68

43,63

64,37

40

Греция

+133,07

43,68

59,68

56,21

55,67

10,60

33,84

52,55

94,18

41

Румыния

132,44

48,86

72,36

55,06

35,31

11,33

34,75

58,42

77,62

42

ЮАР

131.97

73.61

22.51

64.14

42.87

3.93

39.43

57.30

95.25

43

Болгария

129.80

49.37

61.50

55.40

36.70

8.52

29.39

65.33

82.76

44

Венгрия

128.16

47.55

64.92

47.80

40.85

14.77

35.78

48.29

79.48

45

Турция

127.10

40.85

60.51

69.80

34.69

7.81

44.65

67.35

93.26

46

Уругвай

125.98

37.46

46.19

66.28

51.04

16.34

39.89

44.84

98.04

47

Эквадор

125.14

36.08

49.10

70.59

40.98

12.70

37.55

57.00

94.51

48

Босния и Герцеговина

121.89

41.83

56.97

52.26

35.97

12.58

26.67

62.33

80.48

49

Чили

119.76

42.50

54.77

65.44

43.62

14.93

35.44

65.78

90.21

50

Мексика

118.55

41.81

46.03

70.12

35.72

10.67

39.39

66.10

86.29

51

Малайзия

118.44

64.49

41.16

68.10

39.12

9.94

37.03

63.18

57.92

52

Сербия

116.30

36.72

62.59

51.27

35.72

18.94

30.43

60.32

83.23

53

Грузия

115.95

24.88

79.79

51.24

28.48

14.21

36.02

71.09

84.20

54

Кувейт

115.75

85.59

65.25

56.21

50.37

12.28

34.44

68.69

20.22

55

Аргентина

115.31

47.22

38.23

69.25

32.95

24.53

43.08

50.67

98.28

56

Иордан

112.40

34.88

59.17

64.60

53.67

8.42

42.03

77.78

89.05

57

Сев.Македония

110.46

37.15

61.33

56.38

31.59

12.60

27.61

80.23

76.30

58

Индия

108.63

54.30

56.68

67.13

24.58

11.38

46.99

78.87

64.87

59

Панама

108.36

34.23

52.81

59.93

54.16

12.60

36.48

63.09

67.84

60

Ливан

106.56

44.47

56.64

64.38

60.50

13.23

37.38

88.37

94.74

61

Колумбия

105.83

31.12

45.21

67.24

30.66

19.65

47.49

62.83

96.69

62

Бразилия

105.65

32.81

31.12

56.29

40.22

16.41

41.70

54.98

97.16

63

Марокко

105.46

35.25

51.31

45.72

34.32

14.18

36.89

70.64

91.70

64

Пакистан

105.44

30.57

55.92

60.59

21.98

11.98

38.56

74.25

71.93

65

Украина

104.77

31.80

51.15

52.33

33.18

12.23

38.65

65.08

71.42

66

Китай

102.81

60.88

68.17

64.48

40.04

29.06

41.81

80.77

79.19

67

Россия

102.31

38.94

58.88

57.59

39.21

10.77

45.30

62.79

40.36

68

Таиланд

101.88

35.45

59.52

77.95

49.77

22.26

38.23

75.07

69.45

69

Гонконг

99.05

65.32

79.30

66.08

77.22

47.46

41.46

67.69

83.64

70

Индонезия

97.47

25.05

54.16

60.48

37.27

18.88

43.11

66.56

74.15

71

Казахстан

88.31

38.36

37.98

50.70

30.64

10.86

31.08

75.15

39.78

72

Вьетнам

87.48

28.14

54.65

57.70

38.34

21.36

30.17

86.47

71.24

 
 
Рис. 2.
 
 
Рис.3.
 

Без учета накопительной части пенсии

С учетом накопительной части пенсии

Чехия -43,5%

Бельгия-41,0%

Канада-39,2%

Ирландия-36,7%

Швеция-34%

Великобритания – 33%

 

Чехия — 82,7%,

Ирландия — 79,7%,

США — 76,1%,

Канада — 73,1%,

Великобритания — 67,1%,

Германия — 58%,

Бельгия — 56,1%.

 

 
 
Рис. 4.
 

Памятка об алиментах для предпенсионеров

1. Женщины в 55 лет и мужчины в 60 лет могут требовать от родственников алименты на свое содержание.

2. Эти алименты платят не только дети, но и бывший супруг, внуки, братья, сестры или пасынки с падчерицами.

3. Чтобы получить алименты, нужно в них нуждаться. То есть иметь небольшой доход, которого не хватает на минимальные потребности.

4. Плательщик алиментов должен иметь возможность содержать предпенсионера. Это значит, что после уплаты алиментов у него хватит денег на себя и свою семью.

5. Размер алиментов можно установить в соглашении, или его будет определять суд. Минимальной суммы нет. Это может быть 1000 рублей в месяц.

6. Требовать алименты от детей и бывшего супруга необязательно. Это право, а не обязанность предпенсионера.

Если предпенсионер не требует алименты, у детей, внуков и бывших супругов нет обязанности что-то платить. Помогать родственникам можно любыми способами.

 

Рис. 5.

 

Рис 6.

Рис. 7.

Структура средств ФНБ на 1 февраля 2021 г. (данные Минфина РФ)

По состоянию. объем ФНБ составил 13 649.3 млрд. рублей или 11,8% ВВП,что эквивалентно 179,9 млрд. долл. США,в том числе:

1) на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено:

- 51 247,9 млн. долл. США;

- 44 169,3 млн. евро;

- 8 551,3 млн. фунтов стерлингов;

- 272,7 млн. рублей;

2) на депозитах в ВЭБ.РФ – 533 995,0 млн. рублей;

3) в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства РФ, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности – 3 000,0 млн. долл. США;

4) в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ– 279 346,2 млн. рублей и 4 113,3 млн. долл. США;

5) в привилегированные акции кредитных организаций – 278 992,0 млн. рублей;

6) на субординированных депозитах в Банк ВТБ (ПАО) и Банк ГПБ (АО) в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ – 138 433,9 млн. рублей;

7) в обыкновенные акции ПАО Сбербанк – 2 941 046,5 млн. рублей

8) в обыкновенные акции ПАО «Аэрофлот» – 58 600,0 млн. рублей

 

 
 


Rambler's Top100