Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Праздник пустых кошельков. Россияне рекордно сэкономили на новогодних покупках перед наступлением 2017 года
Пятница, 29 Мар 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Праздник пустых кошельков. Россияне рекордно сэкономили на новогодних покупках перед наступлением 2017 года

Печать
Россияне потратили на подготовку к Новому году меньше, чем когда-либо за последние пять лет. На самих январских каникулах они покупали активнее, хоть и тратили тоже немного. Участники рынка предсказуемо пеняют на состояние экономики и падение доходов. При этом успешнее других в эти непростые времена оказываются китайские интернет-магазины. Они привлекают клиентов не только ценами и ассортиментом, но и нестандартными ходами, например, предлагают российские товары.
 
 
Средний чек жителя России при походе в магазин в декабре 2016 года составил 591 рубль. Таковы результаты исследования холдинга «Ромир». Перед самыми длинными праздниками в году люди тратили больше, чем в в другие месяцы (на 7,8% больше, чем в ноябре), но по сравнению с прошлым годом расходы упали еще больше - на 8,1%. В декабре 2015 года россияне готовы были в среднем потратить 643 рубля, 2014 г. — 670 рублей, 2013 г. — 605 рублей, а в декабре 2012 г. — 616 рублей.
 
Авторы исследования распределили предновогодние расходы по федеральным округам. Оказалось, что больше всех тратили жители Северо-Западного округа (701 рубль), но показатель прироста к ноябрю у них один из самых низких — всего 8,7%. В Южном федеральном округе, напротив, израсходовали на 16,9% больше, чем месяцем ранее, но средний чек — не самый большой по стране, всего 608 рублей.
 
В Центральном округе на подготовку к Новому году потратили в среднем по 680 рублей за один поход в магазин (на 3,8% больше, чем в ноябре), а в Дальневосточном — по 544 рубля (прирост 10%). Средний приволжанин оставлял в магазине 485 рублей (прирост 5,7%), уралец — 492 рубля (+9,8%), а сибиряк — 501 рубль (+13,3%).
 
«Средний чек ощутимо вырос во всех типах городов. В миллионниках за месяц чек прибавил 10,5%, в стотысячниках — 11,6%, а в пятисоттысячниках — почти 13%. Однако по сравнению с декабрем 2015 года динамика чека оказалась отрицательной повсюду. В стотысячниках чек за год потерял 4%, в миллионниках — 9,4%, а больше всего чек «похудел» в пятисоттысячниках — на 15%. При этом жители городов с населением свыше полумиллиона человек в течение года проявляли наибольшую рачительность и в повседневных расходах, и в размере разовых трат», — констатируют в «Ромире».
 
Также авторы исследования отмечают, что такая тенденция — рост по сравнению с ноябрем и сокращение по сравнению с декабрем предыдущего года — справедлива для всех каналов продаж. Но больше всех скачок сказался на магазинах «традиционной торговли» — без возможности самообслуживания. Там средний чек вырос на 18,8% по сравнению с ноябрем и «похудел» на 22,4% по сравнению с декабрем 2015 г. В супермаркетах эти показатели составили 16,8% и 12,2% соответственно, в гипермаркетах — 16,4% и 14,3%, в дискаунтерах — 6% и 11%. «Во всех каналах средний чек продолжил тренд роста, начавшийся в сентябре. Однако даже предпраздничные покупки не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери последних месяцев. Восстановление продолжается, но займет больше времени», — подытожили в «Ромире».
 
Председатель комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли Московской торгово-промышленной палаты Михаил Мандалян видит в сложившейся ситуации исключительно экономические причины. «У людей снижаются доходы, и они начинают усиленно экономить. В первую очередь, на непродовольственных товарах. По ним спад составил около 10%. Но и по продовольственным тоже», — рассказал он «Профилю».
 
Практически одновременно свое исследование провел сервис «Яндекс.Деньги». Он оценивал покупательскую активность россиян уже в первые дни января. Специалисты компании изучали покупки в интернете и пришли к выводу, что среднестатистический покупатель в этом году приобретал больше товаров, но стоили они при этом дешевле, чем в предыдущие годы. Так, по сравнению с новогодними каникулами 2016 года, россияне совершили на 50% больше онлайновых покупок.
 
Наибольшим спросом пользовались одежда и косметика, продажи которых выросли более, чем вдвое. Так же активно покупали украшения и товары для хобби. Затем следуют ноутбуки (рост на 56%) и мобильные телефоны (на 36%). А вот планшеты оказались менее востребованными, чем 12 месяцев назад — спад на 19%. Самыми популярными площадками ожидаемо стали китайские интернет-магазины. «Да, это вполне объяснимо, и этому способствуют несколько факторов. Тут и привлекательные цены, и большой ассортимент, — отметил в беседе с «Профилем» представитель группы Alibaba в России Марк Завадский. — А кроме того, не могу говорить за других, но вот мы в прошлом году открыли специальный сегмент, где продаем российские товары. То есть их не нужно везти из Китая, они уже находятся в России, и это, конечно, снижает их стоимость. Китайская площадка выступает только посредником».
 
«Новогоднее затишье на «Яндекс.Маркете», наступившее после подарочного сезона 31 декабря, длилось всего три дня. Уже 3 января количество посетителей «Маркета» почти достигло уровня декабрьских выходных», — отметили авторы доклада.
 
Однако, несмотря на возросшую активность, граждане не забыли о кризисе. Средняя стоимость покупок упала по сравнению с началом 2016 года не только в обычных магазинах, но и в интернете — на 6%, до 1700 рублей. Больше всего люди экономили на украшениях (притом что покупали их активнее прочих товаров), а на одежду редко тратили больше 500 рублей. Неизменной осталась средняя цена мобильных телефонов — 17 300 рублей.
 
«Причины тут лежат на поверхности. Это пресловутое падение доходов. Интернет-торговля в последнее время активно вытесняет традиционные виды продаж, и люди следуют за этой тенденцией. Но возможностей уже меньше, чем раньше. Поэтому, видимо, стараются создать видимость былых возможностей и компенсировать маленькие суммы большим объемом покупок», — рассказал «Профилю» сооснователь проекта GetShopApp Шариф Кармо.
 
Сокращение трат (и не только в новогодний период) фиксируют не только участники рынка, но и экономисты. Сразу после каникул сотрудники Высшей школы экономики представили доклад, посвященный потребительской активности жителей России. В нем говорится, что реальные доходы населения сокращаются уже больше двух лет: в последний раз они росли в октябре 2014 года, и с того времени розничный оборот товаров и услуг снизился на 15,4%. Сейчас средний месячный доход жителя России составляет 30 803 рубля, и это на 6,6% меньше, чем в конце 2015 года. Тем не менее, большинство граждан не видят проблем в своем нынешнем материальном положении — многие просто привыкают к трудностям и перестают обращать на них внимание. В недавних опросах на острую нехватку денег жаловались только 11% респондентов.
 
 
В прошедшем году, по подсчетам ВШЭ, 41% россиян испытывали трудности с покупкой продуктов или одежды. Ожидаемо хуже остальных дела обстоят у пенсионеров и сельчан — среди них этот показатель равен 54%. 27% граждан не могут вовремя и в полном объеме оплатить услуги ЖКХ, 18% не хватает денег на лекарства, а 13% - на погашение кредитов. Таким образом, ноябрьские заявления первого вице-премьера Игоря Шувалова о медленном росте доходов населения имеют мало общего с реальным положением дел. «По некоторым группам населения реальные доходы населения хоть немного, но все-таки растут. Падение доходов закончилось. Надеемся, что в будущем году все-таки это уже будет тенденцией для всех групп населения, что доходы будут расти», — говорил Шувалов.
 
В наступившем году тенденция сохранится и, скорее всего, будет развиваться, но прогнозировать наверняка сложно из-за общей неопределенности в экономике страны, говорит Михаил Мандалян из Московской торгово-промышленной палаты. «Тут все дело в пресловутой стабильности. В последние годы ее ощутимо не хватает. Причем и той, и другой стороне. Покупателям не хватает стабильности в уровне доходов, поэтому они зачастую не могут планировать свои покупки наперед. Продавцам не достает стабильности в возможностях покупателей. И они тоже вынуждены экономить. Все это нужно рассматривать в комплексе, и измениться ситуация может только, если появится благоприятный климат. И не на полгода, а на несколько лет», — уверен Мандалян.
 


Rambler's Top100