Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Главное ограбление 2020: Как ушлые таганрожцы умыкнули миллион из самолёта «Судного дня»

30.12.2020 16:37 Виктор Сокирко, "Свободная пресса". Фото: Kirill Naumenko/wikipedia.org Новости, события - Комментарии
Печать

Известно, что в России воруют, но случай с обворованным секретным Ил-80 стал уникальным




Случай с хищением аппаратуры из самолёта Ил-80, который является воздушным пунктом управления Вооруженными силами РФ, его ещё называют «самолётом Судного дня» и «летающим Генштабом», помимо недоумения вызвал ещё ряд вопросов. Как обокрали столь секретный объект? Это единичный случай или общая тенденция, свойственная всем авиапроизводящим предприятиям России? Вероятно, что с подобной лёгкостью, как квартиру обворованного Шпака, можно обчистить и президентский «борт № 1"Ил-96−300ПУ? И что в итоге унесли грабители?

Начнём с того, почему этот Ил-80 оказался именно в Ростовской области на аэродроме «Таганрог-Южный», который используется «Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом» им. Г.М. Бериева. ТАНТК известен прежде всего тем, что является/являлся производителем серии российских самолётов-амфибий семейства «Бе», а также «Альбатросов» А-40 (это военная версия). Их с «самолётом Судного дня» мало что связывает. Здесь взаимосвязь с другим самолётом — А-50 «Шмель», созданном на базе военно-транспортного Ил-76 именно с участием ТАНТК (специальной «начинкой» занимались специалисты НПО «Вега» из Московского НИИ приборостроения). Он является самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления, в чём-то «младший брат» Ил-80.

Сейчас на вооружении ВВС России находятся и эксплуатируются 9 самолётов А-50 и А-50У, ещё три А-50ЭИ были переоборудованы для Индии. Обслуживание и модернизацию они проходят в Таганроге. Туда же «приписали» и самолёты-управленцы Ил-80 (на базе гражданского лайнера Ил-86) и Ил-82 (на базе военного Ил-76), которые в чём-то имеют схожую радиоэлектронную начинку. С учётом того, что первый из них был принят в эксплуатацию в 1992 году, Минобороны РФ ещё в прошлом году приняло решение модернизировать все свои четыре имеющиеся в наличии воздушные командные пункты. Так Ил-80 оказался в злополучном аэропорту «Таганрог-Южный».

Все четыре самолёта «Судного дня» входят в состав 3-й отдельной авиационной эскадрильи, которая базируется на площадке авиабазы «Чкаловский» в Подмосковье. На домашней площадке им ничего не угрожает — круглосуточная охрана, три кольца безопасности, регулярный осмотр и проверки. Там же, к слову, базируются и самолёты министра обороны Сергея Шойгу — основной Ил-96 (почти как у Путина) и запасной Ту-154, которые также являются летающими командными пунктами. Там даже пилоты и техники к таким самолётам без проверки приблизиться не могут.

— Система безопасности и охраны любой военной техники, в том числе авиационной, строится по принципу «от простого к сложному», — рассказал «СП» военный эксперт полковник Владимир Попов. — Более важным объектам уделяется и большее внимание, скажем, если штаб полка находится под защитой дежурного, его помощника и нескольких часовых, то тот же Генштаб охраняет целое специальное подразделение.

В тех же РВСН существует специальная служба по охране как командных пунктов, так и самих пусковых установок баллистических ракет. Там всё очень серьёзно. Аналогичная ситуация и в батальонах охраны военных аэродромов, где за современной авиационной техникой присматривает не сторож с двустволкой. И если присмотр, скажем, за транспортными Ан-26 не столь бдительный, хотя и он присутствует, то за самолётами уровня воздушного управления следят с особой тщательностью. Там не только часовые задействованы, но и офицеры военной контрразведки днюют и ночуют у секретных ангаров.

Возможность что-то украсть присутствует и на военных аэродромах, здесь большой популярностью пользуется спирт, порой авиационное топливо, что-то из расходных технических материалов. При этом распотрошить внутреннюю начинку боевого самолёта никто даже не пытается — это не слитое из бака «шило», за которое могут и простить. И самое главное очень серьезный контроль.

Контроль по идее должен был присутствовать и для обеспечения безопасности аэродрома «Таганрог-Южный», куда прибыл для ремонтных работ принадлежащий Минобороны Ил-80. Как утверждается, «ТАНТК Бериева» потратил на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры 24,1 миллиона рублей.

Некое ФГУП «УВО Минтранса России» подвизалось за эти деньги обеспечить надёжную защиту охраняемого объекта с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021-го. Но вот почему-то не обеспечило. В итоге из воздушного пункта управления были украдены 39 блоков различного связного оборудования, а также пять плат из пяти таких же демонтированных блоков. Как утверждается, ущерб составил один миллион рублей.

— Воровали аппаратуру профессионально, со знанием дела, — считает авиационный эксперт Сергей Птичкин. — Злоумышленники прекрасно знали, как проникнуть в самолёт и что именно в нём нужно искать. Представьте человека, который впервые забрался в такой воздушный пункт управления, да он просто не поймёт, что там можно открутить и прикарманить! В этом случае «скручивали» самое ценное не с точки зрения секретов, а самое дорогое по стоимости — платы и блоки, в которых с избытком используются золото и серебро. С той лишь целью, чтобы драгметаллы потом выплавить и продать, нисколько не задумываясь, какой урон может быть нанесён обороноспособности страны из-за банального желания обогатиться.

Как там была организована охрана, в том числе и таких стратегически важных объектов, как самолёт Ил-80, говорить не берусь. Однако, неоднократно бывая в Таганроге, могу отметить, что в ТАНТК царит полная разруха.

Заказов на производство самолётов — раз-два и обчёлся, штат работников предприятия сократился, с выплатами зарплат тоже есть определенные проблемы. А тут пригоняют такого «золотого телёнка», который просто ломится от драгметаллов. Как тут не воспользоваться? Подобные случаи здесь случались и раньше, их списывали на «не преднамеренные расходы», доставали утраченное, то есть украденное, из запасников НЗ, в итоге работу завершали и передавали объект заказчику. Сейчас, видимо, украли сверх меры, а когда кинулись искать недостающее, его уже не обнаружилось. Сроки поджимали, поэтому и пришлось сознаться в воровстве «неустановленными лицами», хотя помимо своих это сделать никто не мог. К охранной структуре, призванной защитить столь важный и секретный самолёт, здесь тоже есть вопросы.

Собственно, а что же Минобороны не озаботилось сохранностью своих командных воздушных пунктов управления, или, например, Федеральная служба охраны, которая эти самолёты в определенной степени курирует? На самом деле в этой ситуации вопросов к военным или ФСО нет. Они сдали объект для ремонта, убедились, что на предприятии действует система охраны и удалились до завершения сроков проводимых работ.

Скажем, когда тоже супер-секретный истребитель пятого поколения Су-57 находится на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, за него отвечает местная служба безопасности. Когда самолёт приходит на войсковые испытания, в том числе, как это было, и в Сирию, пылинки с него сдувают уже военная контрразведка и часовые.

Здесь вопрос в большей степени именно к ведомственной охране самого Таганрогского аэродрома.

Во-первых, банально пропустили сам факт хищения с проникновением на объект повышенной важности.

Во-вторых, при расследовании даже не смогли предоставить видеозаписи стоянки самолёта. То есть за 20 с чем-то миллионов рублей не умудрились поставить хотя бы видеокамеру наблюдения, того же сторожа с собакой на ночь выставить возле самолёта. И слова о том, что украденная аппаратура была устаревшей и не представляющей ценности — слова в пользу бедных.

Тоже ЦРУ заплатило бы гораздо больше, чем оцененный в миллион рублей похищенные платы, чтобы узнать их содержимое и хранящуюся на них информацию. У любого документа с грифом «Секретно», равно как и изделия особой важности, есть свои сроки их сокрытия, у некоторых это бессрочный период. А здесь неопознанные злоумышленники с какой-то лёгкостью вынесли едва ли не половину секретов российского Генштаба.

— Случай, действительно, вопиющий, — продолжает эксперт Сергей Птичкин. — Воровали по мелочёвке и раньше, хотя на серьезных авиазаводах такое практически исключено из-за строгих систем безопасности. Однако нынешняя ситуация в Таганроге с Ил-80 вышла за все рамки допустимого. Надо полагать, что как военным, так и спецслужбам придётся теперь самим следить за сохранностью секретов, а не доверять их вохровцам.