Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » К 200-летию Ф. Энгельса. И.И. Никитчук: «Классики марксизма о частной собственности»
Четверг, 28 Мар 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

К 200-летию Ф. Энгельса. И.И. Никитчук: «Классики марксизма о частной собственности»

Печать

Юбилейные даты классиков марксизма с неизбежностью возвращают нас к ключевым вопросам марксистской теории. Одним из таких вопросов является вопрос частной собственности, дискуссии вокруг которого и сегодня не умолкают. Как понимали его К. Маркс и Ф. Энгельс, каково было их отношение к частной собственности?




            Уже в «Манифесте Коммунистической партии» это отношение К. Маркс и Ф. Энгельс однозначно формулируют в известном тезисе: «… коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Важно заметить, что речь здесь идет об уничтожении именно буржуазной частной собственности. Антимарксистские домыслы о стремлении коммунистов обобществить все и вся, уничтожить все виды собственности кроме государственной, общественной, коллективной, «все отнять и поделить», - вся эта неправда – либо результат полного невежества, либо сознательная ложь.

Смысл этого центрального пункта коммунистической программы более конкретно раскрывается в контексте всего теоретического наследия основоположников марксизма.

Все предшественники Маркса и Энгельса, которые разделяли коммунистические принципы, в противовес социалистам, видели в частной собственности корень всех социальных зол и выступали за ее уничтожение. Основоположники марксизма восприняли эту идею, но существенно переосмыслили и обосновали ее. Их понимание этой идеи сконцентрировалось в четырех главных моментах:

- почему необходимо преобразование отношений собственности;

- частная собственность на что должна быть уничтожена;

- что означает уничтожение частной собственности;

- когда и как она должна быть преобразована в общественную собственность.

Раскрывая первый момент, Маркс и Энгельс указывают на развитие противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями в ходе исторического развития общества. Как известно, производительные силы – это рабочая сила, т.е. люди как производители, и средства производства. Производственные отношения включают в себя организационные отношения общественного труда, т.е. кооперация и разделение труда в процессе производства; и отношения собственности – отношения между людьми, опосредованные их отношением к материальным элементам процесса производства (средства производства, результаты труда): одни являются их собственниками, другие – таковыми не являются. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями – это, по сути, противоречие между производительными силами и отношениями собственности. Старые отношения собственности мешают развитию новых производительных сил, превращаясь в «тормоз» их развития, в их оковы. Поэтому отношения собственности должны быть преобразованы, приведены в соответствие с производительными силами. Такого объяснения не было ни у кого из предшественников Маркса и Энгельса.

Важным моментом является, на что должна быть уничтожена частная собственность, чем заменена, что именно должно быть обобществлено. В отличие от многих своих предшественников, которые считали необходимым обобществление буквально всего, вплоть до быта, и даже до «общности жен» (Платон, Кампанелла), Маркс и Энгельс ограничивались уничтожением частной собственности на средства производства, причем в зависимости от их использования, применения. В «Капитале» Маркс различает частную собственность, основанную на собственном труде без эксплуатации чужого труда, и частную собственность, основанную на эксплуатации чужого труда. Отсюда вытекает фундаментальная позиция и Маркса, и Энгельса: обобществлению подлежат средства производства, используемые для эксплуатации чужого труда, проще говоря, основные средства производства.

            Теперь непосредственно, что обозначает уничтожение частной собственности. Здесь есть одна особенность. В русском переводе произведений Маркса и Энгельса термин «уничтожение» соответствует двум вариантам немецкого оригинала: Aufhebung («снятие») и Abschaffung (устранение). Основным термином у Маркса и Энгельса является первый, но они использовали и второй для простоты понимания. «Снятие» - это термин, который ввел в обиход Гегель, 250-летие которого мы будем отмечать в августе текущего года. Для Маркса и Энгельса, прошедших гегелевскую школу, Aufhebung – не просто разговорное, бытовое слово, синоним устранения. «Снятие» - философское понятие, это термин диалектической философии, содержащий гегелевскую триаду своего значения:

- устранение негативного;

- сохранение позитивного;

- переход на более высокую ступень развития.

Именно в этом смысле Маркс и Энгельс и использовали понятие «снятие частной собственности». В данном случае устранение негативного означает устранение всех антагонизмов, которые порождены частной собственностью на средства производства, уничтожение отчуждения производителей от средств производства. Сохранение позитивного заключается в изменении отношения к общественным средствам производства как к своим, а не чужим или ничейным. А переход на более высокую ступень будет заключаться, прежде всего, в свободном развитии производительных сил, повышении производительности труда.

            Ну, и, наконец, когда и как необходимо обобществление средств производства. Маркс и Энгельс считали, что это будет происходить в переходный период от капитализма к социализму, что это длительный поэтапный процесс, по мере их постепенного превращения в общественные средства производства. Крупное производство, банки, железные дороги, почта могут быть обобществлены сравнительно быстро, остальное – по мере дальнейшего развития производительных сил.

            Для Маркса и Энгельса уничтожение, точнее «снятие» частной собственности на средства производства тождественно уничтожению эксплуатации, т.е. неправомерного присвоения результатов чужого труда.

            Практически это было решено в СССР, первом в истории человечества пролетарском государстве, после победы героического русского пролетариата в Великой Октябрьской социалистической революции под руководством партии большевиков Ленина-Сталина. Освобождение человека от эксплуатации, как и предвидели классики марксизма, дало огромный импульс развития производительных сил, обеспечившего небывалый взлет достижений во всех сферах жизни советского общества. В кратчайшие исторические сроки были созданы мощная промышленность и сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, инфраструктура. Все это позволило советскому народу победить в жесточайшей битве с немецким фашизмом, а за тем восстановить разрушенную страну, создать мощный ракетно-ядерный щит, освоить атомную энергию и первыми шагнуть в космос. Вот что значит свободный труд свободного от эксплуатации человека!

            СССР предательски разрушен, народ снова оказался в плену грабежа, нищеты, угнетения и жестокой эксплуатации, а значит, «снятие» частной собственности снова стоит в повестке дня борьбы русского пролетариата за свое освобождение. Вот почему нам, нынешним коммунистам, так важно не забывать уроков классиков марксизма, чаще обращаться к ним, чтобы избежать тех трагических ошибок, которые были допущены при строительстве социализма в нашей стране.



Rambler's Top100