Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Молодёжная политика: уроки большевизма

20.08.2015 23:49 Виктор Трушков, газета "Правда" Новости, события - Аналитика
Печать

У КПРФ есть серьёзные объективные основания для тесного сотрудничества с молодёжью. Трудящаяся молодёжь заинтересована в том, чтобы КПРФ последовательно защищала её права, коренные интересы и возможности удовлетворения её разумных потребностей, так как программные установки Коммунистической партии соответствуют интересам этой категории молодёжи: среди лиц в возрасте до 30 лет, занятых в экономике, около 95% работают по найму, то есть являются эксплуатируемой частью общества, а главный лозунг коммунистов — ликвидация эксплуатации человека человеком, для чего необходимо преодолеть частную собственность на средства производства.

 


Почему молодёжь нуждается в Компартии


Молодёжь нуждается в Коммунистической партии для осознания и осмысления своих коренных классовых интересов. В большинстве своём она является частью  пролетариата, в том числе его авангарда — индустриального рабочего класса. Она нуждается в КПРФ как в организаторе защиты своих социальных интересов и политической борьбы против капитала. Именно эта потребность в коммунистическом авангарде и даёт возможность создать массовую коммунистическую организацию молодёжи — ЛКСМ РФ.

Из политических партий современной России молодёжь нуждается именно в Коммунистической партии, потому что только она способна вовлечь её не в качестве массовки в политические игрища буржуазных демагогов, а в качестве влиятельной силы в реальную классовую борьбу против эксплуатирующего её капитала. КПРФ нужна молодёжи для организации противодействия буржуазной пропаганде.

Компартия необходима молодому поколению трудящихся для обеспечения международной солидарности с трудовой молодёжью других стран, для вовлечения в международные молодёжные движения, в частности, во Всемирную федерацию демократической молодёжи.

Наконец, молодёжи нужна Коммунистическая партия для возрождения классового союза пролетариата и крестьянства. Не забудем, что сегодня между городом и деревней налицо острые социальные противоречия. С одной стороны, очевиден огромный ценовой диспаритет, являющийся формой эксплуатации тружеников сельского хозяйства. Одним из следствий этой специфической формы экономической и социальной эксплуатации селян стало стремление молодёжи мигрировать из деревни. Если доля работников сельского хозяйства в стране составляет 23,4% всего занятого населения РФ, то доля молодёжи среди занятого сельского населения составляет всего 19% занятой молодёжи страны.

С другой стороны, было бы непростительно не замечать, что начиная с 2000-х годов идёт интенсивный процесс, с одной стороны, омелкобуржуазивания деревни, который не обошёл и крестьянскую молодёжь, а с другой — её пролетаризации. 15% жителей сельской местности в возрасте до 30 лет работают по найму у индивидуальных предпринимателей, то есть фактически являются батраками. Одновременно треть сельской молодёжи занята в собственных домашних хозяйствах.

Итак, налицо различия в социально-экономическом статусе трудящейся молодёжи города и деревни, что затрудняет социально-политическое взаимодействие между этими двумя отрядами трудящейся молодёжи. Потребность в Коммунистической партии для их сближения и совместной борьбы с эксплуататорами здесь очевидна.
 

Почему Компартия нуждается в молодёжи


В то же время надо прямо признать, что КПРФ заинтересована не только в поддержке, но и в прямом и активном участии молодёжи в коммунистическом движении. Молодое поколение трудящихся является источником пополнения партийных рядов. Компартия обеспечит себе перспективу только при двух условиях: во-первых, при сохранении чёткого классового характера своей деятельности, во-вторых, при поддержке молодого поколения трудящихся. Молодёжь — та реальная сила, которая способна обеспечить радикализацию политической деятельности КПРФ.

Молодёжь имеет важнейшее значение для партии как кадровый резервуар для решения Компартией своих стратегических целей, прежде всего — замены диктатуры капитала диктатурой пролетариата и перехода к социалистическому созиданию.

Нельзя не видеть и ещё одного существенного момента: молодёжь является силой, способной критически оценивать тот тактический арсенал, который использует партия, активно участвовать в адаптации его к меняющимся условиям. Таким образом, вопрос о молодёжной политике КПРФ — один из ключевых в политической деятельности нашей партии.
 

Сокровищница политического опыта


Коммунистическая партия располагает удивительной сокровищницей политического опыта предшествующих поколений. Особенно ценен в современных условиях опыт большевизма. Без опоры на него выработка действенной молодёжной политики КПРФ невозможна. Вопросы работы коммунистов с поколением, вступающим в общественно-политическую жизнь, обсуждались практически на каждом партийном съезде. Кроме того, Центральный Комитет принимал многочисленные постановления об улучшении работы коммунистов в молодёжной среде, о совершенствовании деятельности коммунистической молодёжной организации.

Конечно, эти документы обладают сегодня разной степенью актуальности. К тому же большинство из них было принято в пору послевоенного социалистического строительства, когда Коммунистическая партия была правящей, а комсомол имел поддержку всех систем советского общества.

Сегодня мы обратимся к тому бесценному опыту предшественников, который заслуживает осмысления и использования в условиях реставрации капитализма, когда перед пролетариатом стоит задача ликвидировать всевластие капитала в России. Важнейшее методологическое значение при определении задач молодёжной политики имеют труды В.И. Ленина и их творческое развитие в работах И.В. Сталина. Здесь можно прямо сказать, что у этой сокровищницы теоретической мысли нет срока давности.

Пожалуй, есть смысл в первую очередь перечитать ленинскую статью «Интернационал молодёжи», которая была написана и напечатана в декабре 1916 года. Она примечательна принципиальными оценками особенностей большевистской работы в молодёжной среде.

Особенно целесообразно иметь в виду необходимость правильного отношения к молодым революционерам. В.И. Ленин честно указывает на один из распространённых изъянов в работе с молодёжью: «Нередко бывает, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодёжи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путём, не в той форме, не в той обстановке, как её отцы».

Этой ленинской мыслью, что каждое поколение приходит к социализму по-своему, нам следует руководствоваться и при определении, и при решении задач молодёжной политики. Нынешняя молодёжь, в отличие от старшего поколения, не застала социалистического общества, информацию о нём получает чаще всего либо из буржуазной прессы, либо от людей, которые помнят общество уже деформированного социализма, причём деформированного во многом осознанно разными «прорабами перестройки» а-ля Горбачёв и Яковлев. Поколение молодёжи XXI века, в том числе та его часть, которая имеет высшее образование, было лишено возможности какого-либо систематического знакомства с теорией социализма. И если оно влилось в левые силы, то потому, что сумело разглядеть мерзости капитализма и гнусность нынешней власти. Молодёжь пришла на левый политический фланг из чувства протеста, из понимания, что так жить нельзя. Отсюда актуальнейшая задача — соединить трезвый опыт с юной дерзостью и жаждой действия.

В.И. Ленин трезво и спокойно указывал на необходимость учитывать в политической работе с молодёжью её ищущий характер. Говоря о журнале «Интернационал молодёжи», он замечал: «Разумеется, теоретической ясности и твёрдости в органе молодёжи ещё нет, а может быть, и никогда не будет именно потому, что это — орган кипящей, бурлящей, ищущей молодёжи. Но к недостатку теоретической ясности таких людей надо относиться совсем иначе, чем мы относимся — и должны относиться — к теоретической каше в головах и к отсутствию революционной последовательности в сердцах наших «окистов» (одна из групп ликвидаторов-оппортунистов. — В.Т.), «социал-революционеров», толстовцев, анархистов, всеевропейских каутскианцев («центра») и т.п. Одно дело — сбивающие пролетариат с толку взрослые люди, претендующие на то, чтобы вести и учить других: с ними необходима беспощадная борьба. Другое дело — организации молодёжи, которые открыто заявляют, что они ещё учатся, что их основное дело — готовить работников социалистических партий. Таким людям надо всячески помогать, относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путём преимущественно убеждения, а не борьбы».

 Об этих методологических установках В.И. Ленина и И.В. Сталина нам надо помнить не только в общении и работе с отдельными молодыми людьми, но и с молодёжной организацией в целом. Но не для того, чтобы потакать её возможным заблуждениям, а для того, чтобы своевременно поправлять любые неточные теоретические и практические шаги и шажки.
 

Комсомол — организация классовая


Первый партийный документ, заложивший основы отношений между большевистской партией и комсомолом, появился сразу же после I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодёжи: съезд объявил о создании РКСМ 29 октября 1918 года, а в ноябре того же года ЦК РКП(б) разработал циркулярное письмо «Об организации Коммунистического Союза Молодёжи». Для нынешнего дня наиболее актуально следующее положение этого документа:

«Российский Коммунистический Союз Молодёжи идёт вместе с РКП (большевиков) в её борьбе за коммунизм: он распространяет идеи коммунизма среди рабочей и крестьянской молодёжи России, вовлекает её в активную политическую борьбу под знаменем социалистической революции, защищает её правовые и экономические интересы».

VIII съезд РКП(б) (март 1919 года) к этим трём задачам комсомола добавил не менее важную четвёртую. В резолюции «О работе среди молодёжи» подчёркнуто: «Партия должна иметь за собой хорошо подготовленные резервы, из которых она могла бы черпать новых, проникнутых революционным энтузиазмом, честных и сознательных работников». Ясно, что таким резервуаром призван стать комсомол. Примечательно, что другие партийные документы, посвящённые комсомолу, всегда исходили из того, что эти четыре задачи являются постоянными и приоритетными.

Вернёмся, однако, к первому циркулярному письму ЦК РКП(б), посвящённому комсомолу. В нём, как само собой разумеющееся, указывается на классовый характер этой организации, ибо она объединила «союзы рабочей и крестьянской молодёжи», она «распространяет идеи коммунизма (кстати, это тоже указание на классовый характер. — В.Т.) среди рабочей и крестьянской молодёжи».

XIII съезд РКП(б) (1924 год) в своей резолюции выделил особый пункт, в котором подчёркивалось: «Обеспечение руководящей роли пролетариата выражается прежде всего в определённой политике, относящейся к классовому составу организаций молодёжи». В следующем пункте партийный съезд счёл нужным указать: «Классовое руководство обеспечивается при наличии выдержанной революционно-марксистской линии наиболее чистым социальным составом главенствующей партии».

На XIV съезде ВКП(б) высший орган партии вновь обратился к классовой структуре партии и комсомола. В резолюции «О работе комсомола» было записано: «Необходимо систематическое регулирование социального состава союза, с тем чтобы постоянно сохранялось пролетарское его руководство».

В своих решениях партийные съезды точно следовали ленинской установке. Более того, вождь пролетариата был решительным противником любых манипуляций с самим понятием «рабочие», с его расширительным толкованием. Так, в декабре 1921 года В.И. Ленин высказал замечания на проект резолюции XI конференции РКП(б) о чистке партии. Он, в частности, отмечал: «Я бы нисколько не возражал против облегчения приёма в партию настоящим рабочим, но если не поставить чрезвычайно строгих условий, определяющих, кто может считаться рабочим крупной промышленности, то в эту дыру немедленно пролезет опять масса швали».
 

Уроки II съезда РСДРП


Забота о классовом составе Коммунистической партии и комсомола напрямую связана с заботой об их идейной чистоте и последовательности. В этом отношении поучительна коллизия с резолюцией «Об отношении к учащейся молодёжи», происшедшая на II съезде РСДРП. Владимир Ильич внёс проект резолюции по этому вопросу. В основном она была принята, но возражения части делегатов (она обсуждалась в начале работы съезда, когда большинство принадлежало ещё сторонникам Мартова) вызвал её второй пункт: «Остерегаться тех ложных друзей молодёжи, которые отвлекают её от серьёзного революционного воспитания пустой социалистической или идеалистической фразеологией и филистёрскими сетованиями о вреде и ненужности горячей и резкой полемики между революционными и оппортунистическими направлениями, ибо эти ложные друзья на деле распространяют только беспринципность и легкомысленное отношение к революционной работе».

Несмотря на выступление Ленина в защиту этого пункта, он был отклонён: видно, часть мартовцев приняла обвинения в социалистическом филистёрстве и идеалистическом оппортунизме на свой счёт, а возможность легкомысленного отношения молодёжи к революционной работе их беспокоила мало. Но именно заложенный на II съезде РСДРП подход к борьбе на идеологическом фронте В.И. Ленин сохранил до последних дней жизни. Более того, в сентябре того же 1903 года он опубликовал статью «О задачах революционной молодёжи», в которой назвал подобное филистёрство буржуазным либерализмом.

Было бы опрометчиво видеть в такой позиции ленинскую озабоченность только теоретической чистотой молодёжной организации. Принципиальное следование марксистской идеологии — это насущный вопрос политической практики. Большевистская партия именно так и подходила к идейно-теоретическому уровню как партийцев, так и членов комсомола.
 

Учиться борьбе за социализм


Впервые задачу учиться перед комсомолом поставил В.И. Ленин в 1920 году на III съезде РКСМ. Особое внимание в той речи было уделено необходимости учиться коммунизму в процессе напряжённой борьбы за социализм.

Ярко и убедительно развивал эту принципиальную установку И.В. Сталин. В ответах на вопросы «Комсомольской правды» он писал (эти слова были воспроизведены в докладе Президиума ЦК нынешнему июньскому пленуму Центрального Комитета партии): «Не подлежит никакому сомнению, что без сочетания практической работы комсомольского актива с теоретической его подготовкой («изучение ленинизма») невозможна никакая сколько-нибудь осмысленная коммунистическая работа в комсомоле. Ленинизм есть обобщение опыта революционного движения рабочих всех стран. Этот опыт является той путеводной звездой, которая освещает практикам путь в их повседневной работе и которая даёт им направление… Работа ощупью, работа в потёмках — таков удел практических работников, если они не изучают ленинизма, если они не стремятся овладеть ленинизмом, если они не желают сочетать свою практическую работу с необходимой теоретической подготовкой. Поэтому изучение ленинизма, ленинская учёба являются необходимейшим условием превращения нынешнего комсомольского актива в настоящий ленинский актив…»

Это была установка не на год, не на десятилетие, а на эпоху. И большевистская партия твёрдо следовала ей.

Например, 30 августа 1926 года вышло постановление ЦК ВКП(б), посвящённое политпросветработе в комсомоле. Уже в первом пункте звучала тревога: «При существующей слабой постановке идейно-воспитательной работы в ВЛКСМ создаётся опасность ослабления работы комсомола и его влияния на беспартийную рабочую и крестьянскую молодёжь».

Через полгода ЦК ВКП(б) снова вернулся к этой проблеме, приняв постановление «Об улучшении постановки политобразования в партии и комсомоле». Нет необходимости доказывать актуальность идейно-воспитательной работы с молодёжью в сегодняшних условиях. Возможно, стоит даже прислушаться к рекомендации ВКП(б) из 1923 года: «Следует обратить внимание на вовлечение членов союза в партийные марксистские кружки, не создавая специально таких кружков в союзе молодёжи и не раздробляя без нужды таким образом партийные силы».

Нельзя не обратить внимания и на актуальность былых партийных рекомендаций, касающихся участия комсомольцев в классовой борьбе. Например, решения VI (октябрьского 2014 года) пленума ЦК КПРФ явно перекликаются с резолюцией XIII съезда РКП(б) «О работе среди молодёжи». Этот документ рекомендовал: «Должен быть взят твёрдый курс на выдвижение рабочего активиста на более сложную… работу… Члены РКСМ должны, таким образом, систематически выдвигаться под руководством партии на работу в профсоюзах» (выделено мной. — В.Т.).

А вот ещё одна рекомендация, к которой, борясь за влияние в молодёжной среде, целесообразно прислушаться. Она содержится в резолюции XIV съезда ВКП(б): «Придавая первостепенное значение работе на фабрике и заводе, союз не может прекратить или ослабить своей работы среди безработных подростков, добиваясь перед всеми соответствующими организациями экономической их поддержки, а равно и содействуя их профтехническому, общему и политическому воспитанию». Комсомолу предстоит заново освоить навыки такой работы.

Можно и дальше приводить много примеров, в которых убедительно продемонстрирован опыт действенной молодёжной политики Коммунистической партии на тех этапах развития, где сохранялась острая и открытая классовая борьба труда с капиталом. Эти материалы показывают действенную руководящую роль Компартии по отношению к молодёжи и, в частности, к Коммунистическому союзу молодёжи. Но при этом обратим внимание на то, что РКП(б) — ВКП(б) не покушалась на самостоятельность ВЛКСМ.

Опыт партии по руководству молодёжью, накопленный на разных этапах борьбы трудящихся против эксплуататоров, бесценен. Он не может оставаться втуне. Его творческое освоение и применение позволят точнее определить наши задачи в молодёжной политике.
 

Сокровищница созидания


Раскол страны на две России проходит и по молодёжи. Большинство её оказалось частью унижаемых и угнетаемых, хотя степень осознания ею своего социального статуса, как показывают исследования ИС РАН, явно недостаточная. В такой ситуации необходима последовательная и постоянная пропаганда советского жизнеустройства. «Защита советской истории — наша долговременная задача», — отмечается в документах июньского пленума ЦК КПРФ.

При пропаганде социалистического жизнеустройства первостепенное внимание полезно уделить социальным достижениям советского социализма: бесплатному характеру и высокому качеству советского образования, бесплатному и доступному для всех граждан советскому государственному здравоохранению, гарантированному трудоустройству выпускников высшей и средней профессиональной школы и практическому отсутствию безработицы, реальной системе социальных лифтов, в том числе для рабочей молодёжи, реальному массовому обеспечению трудящихся государственным жильём и т.д. Такая пропаганда должна опираться на конкретные факты и данные статистики.

Но эта пропаганда может быть эффективной только тогда, когда КПРФ на всех уровнях будет последовательно выступать как идейный наследник политики советского социализма. При этом требуется проводить чёткую грань между КПСС, как партией трудящихся в годы социалистического строительства, и КПСС, не сумевшей защитить интересы рабочего класса и социализма в годы горбачёвской перестройки.

Второе условие успешной идеологической работы Коммунистической партии в молодёжной среде связано с необходимостью последовательного проведения политического курса КПРФ, полностью отрицающего появление каких-либо поводов для подозрений в способности и тем более готовности партии встроиться в капиталистическую систему. Ни один политический шаг партии не должен давать молодёжи повода усомниться в последовательном антикапиталистическом курсе КПРФ.

Третье условие целенаправленной молодёжной политики КПРФ предполагает повышение требований к личному поведению членов партии. Особенность молодёжи в том, что она придирчивее, чем старшие поколения, проверяет соответствие политических заявлений практической деятельности партии и поведению её членов. Она пойдёт за КПРФ, как век назад пошла за большевистской партией, когда у неё не будет сомнений в искреннем служении коммунистов провозглашаемым ими идеалам.

Тогда пропаганда советского социалистического жизнеустройства станет эффективным способом массового рекрутирования в КПРФ членов ЛКСМ РФ и их сторонников из молодёжной среды, так как молодое поколение нуждается в обществе, построенном на принципах социальной справедливости и товарищеского способа производства.