Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Какая медицина должна быть в России после пандемии

20.04.2020 14:29 Гл. редактор Новости, события - Факты
Печать

Представляем вашему вниманию статью первого заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Николая Васильевича Коломейцева о состоянии медицины.

 

Глава Минздрава России М. Мурашко в ходе видеоконференции министров здравоохранения стран G20 сказал, что пандемия коронавируса может послужить поводом для модернизации системы здравоохранения в России. Очередная модернизация?!!!


Ровно год назад 22 апреля 2019 г. в Общественной палате РФ прошла дискуссия по поводу доклада «Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития», подготовленный экспертами НИУ ВШЭ под руководством профессора С. Шишкина. Авторы доклада сделали вывод, что «страховая модель дает пациентам преимущества, среди которых — широкие возможности выбора поставщиков медуслуг, право получать медпомощь за пределами места постоянного проживания, что крайне затруднительно в бюджетной модели». Кроме того, С. Шишкин отметил: «самое главное, — в системе здравоохранения появился институт, который в интересах пациентов осуществляет внешний, независимый контроль за оказанием медицинской помощи».


Тогда же дал свою оценку состояния страховой медицины и Федеральный фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), согласно которой, страховщики играют позитивную роль в повышении качества и доступности медицинской помощи. Страховщики выполняют функции информирования, финансового контроля, отслеживания доступности и качества медицинской помощи, обеспечение досудебного урегулирования конфликтов между пациента и врачами.  В Минздраве России высоко оценили доклад экспертов НИУ ВШЭ, отметив важность научного обоснования целесообразности страховой модели. Виталий Флек, помощник министра здравоохранения РФ в 2019 г., заявил: «Как показывает международный опыт, возврата к бюджетной модели не будет. Все страны, где ранее функционировала бюджетная система, последовательно от нее отказываются и переходят к обязательному медицинскому страхованию».


Но, это было до пандемии!!!


И вот пришла беда, которая выявила беспомощность всех реформаторов российской медицины и бездарность страховой формы медицины. Критическая ситуация выявила, что российская модель, основной принцип которой – оказание медицинской помощи - есть услуга, себя не оправдала.


Вирус показал, что такой подход в кризисной ситуации не работает. Вопрос здоровья нации не может быть вопросом экономическим. Рассмотрение медицинской помощи как услуги становится риском для государственной безопасности с точки зрения здоровья нации.


Недавно внесены изменения в работу ФОМС, которые подразумевают возможность увеличения авансирования страховых и медицинских услуг. При этом, руководство ФОМС определило свою главную задачу в пандемию: «Наша главная задача - сохранить финансовую устойчивость системы здравоохранения, обеспечить своевременную выплату заработной платы врачам, всем медицинским работникам, своевременные расчеты по договорам медицинских организаций". Вот так, даже слова нет о больных. При этом на содержание системы ОМС как раз и уходит фактически прямой "налог на белые зарплаты", который просто вынуждает многих предпринимателей платить хотя бы часть денег "в конвертах", по серым схемам.


Высказывание руководства ФОМС помогает понять, в чем именно ценность всей системы ОМС: эта система помогает регулировать собранные государственными службами деньги налогоплательщиков и специализируется на их правильном распределении. ВСЕ!!!.


 Главное расчеты, а это функция бухгалтеров! Но у нас давно бухгалтеры рулят экономикой!


Они-то, как никто, должны понимать, что кризис приведет к снижению доходов населения, безработных станет больше в разы. А кто платит за неработающее население? Правильно, бюджеты субъектов РФ. Маловероятно, что в нынешних условиях у них появятся дополнительные деньги на лечение увеличившегося количества безработных граждан.


Мировая практика показала, что в условиях беды только государство может организовать систему здравоохранения на борьбу с эпидемией.


Куда подевались все эти бесчисленные фонды и прочие структуры вроде "Врачей без границ" или Human Rights Watch?! Ведь для них, казалось бы, ни государственные, ни эпидемиологические границы существовать не должны. Даже в тех странах, где медицинские общественные организации намного больше российских участвуют в формировании медицины, последнее слово остается все равно за государством.


 Однако, в России существует звено между человеком и медициной это страховые организации ОМС.  Законом предусмотрено, что страховые организации ОМС заключают договор с территориальным ФОМС, по которому они участвуют в согласовании тарифов на медпомощь, проверяют медиков на качество оказания услуг и штрафуют их в случае необходимости. За это они получают до 2% от администрируемых ОМС средств. По федеральной программе бесплатной медпомощи, без учета региональной составляющей, в цифровом выражении по итогам 2020 года эта цифра может составить 47 миллиардов рублей. Плюс к этому до 20 млрд руб. страховщики могут получить от работы по региональным программам ОМС.


Страховые компании уполномочены участвовать в ценообразовании стоимости медуслуг и проверять их качество. Не ясно, по какой причине в этих вопросах нельзя обойтись без страховых компаний.


С прогнозами по количеству пациентов и заболеваемости могут справляться государство и территориальные фонды ОМС, а экспертную оценку деятельности больниц и поликлиник страховые компании все равно осуществляют с помощью врачей-экспертов из состава этих же больниц.


 Медицинское экспертное сообщество существует много лет. Участие страховщиков для его работы не обязательно. Целесообразность наличия страховых компаний в системе ОМС вызывает вопрос, ведь страховую функцию выполняет сам ФОМС. Страховые компании – это своего рода “посредники” между “основными” страховщиками — ФОМС и его территориальными фондами — и застрахованными лицами.


Частные страховые организаций в страховой системе ОМС выполняют две «важные» функции: передают деньги от ФОМС медицинским учреждениям, получая за это свой процент вознаграждения с миллиардных оборотов системы ОМС, и, во-вторых, они осуществляют контрольно-надзорные функции в государственной системе ОМС. Частные структуры осуществляют этот контроль и штрафуют государственные, муниципальные и частные медицинские организации.


Вот такая форма получения дохода частной страховой организации, основанная на реализации контрольно-надзорных функций в государственной системе ОМС.


Нигде такого нет, чтобы частные организации осуществляли контроль и надзор в государственной системе, зарабатывая на штрафах.  Необходимо отметить, что регулирование страховой деятельн6ости в России осуществляет ЦБ РФ (Департамент страхового рынка Банка России).


Как известно руководство ЦБ РФ является ярым сторонником рыночной экономики. Но пандемия показала, что «невидима рука рынка» в период беды не работает.


Здравоохранение всегда должно быть в состоянии оперативно отреагировать на угрозу, должно быть мобилизационным и централизованным, что никак с рынком услуг не связано.


Многие российские врачи-практики сейчас считают, что «только остаточная советская медицина» позволила наладить работу по борьбе с пандемией. Медицина в СССР являлась одним из главных безусловных достижений советской власти. Здравоохранение было не только бесплатным, но и доступным каждому жителю страны, независимо от его материального достатка и социального положения.


Сейчас государство обязано сохранить существующие гарантии оказания бесплатной медицинской помощи и должно разработать такой механизм финансирования медицинской помощи, который исключает все промежуточные структуры и любые ограничения для пациентов в получении медпомощи по финансовому признаку.


Пора заканчивать с медициной как услугой и переходить к построению именно системы здравоохранения, остатки которой помогают сейчас бороться с пандемией.



Н.В. Коломейцев
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ
в Государственной Думе ФС РФ