Ростовский областной комитет КПРФ

Пятница, 29 Мар 2024

Г.А. Зюганов и группа депутатов КПРФ внесли в Госдуму законопроект о госвласти и местном самоуправлении в период спецоперации

E-mail Печать PDF

Депутаты фракции КПРФ во главе с Г.А.Зюгановым внесли законопроект об особом порядке внесения и рассмотрения федеральных законов об изменении системы и структуры госвласти и местного самоуправления в период спецоперации. В частности речь идёт о масштабной реформе местного самоуправления, законопроект о которой прошёл в Госдуме первое чтение. Законопроект внесён депутатами Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, Н.В.Коломейцевым, М.Н.Матвеевым, В.М.Мархаевым, С.Г.Левченко, Е.И.Бессоновым.



Как сообщил один из разработчиков законопроекта  депутат Михаил Матвеев, законопроект  подразумевает возможность внесения и рассмотрения законопроектов, меняющих структуру госуправления и местной власти  только при наличии положительного отзыва Президента.

В пояснительной записке к законопроекту в частности говорится, что находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы проект реформы местного самоуправления приведет к масштабному перераспределению полномочий и финансов, что может привести к дезорганизации управления страной, недопустимого в период спецоперации. В частности речь идёт о ликвидации почти 17 тысяч органов местного самоуправления сельских и городских поселений, перераспределение  2/3 полномочий и около 4 триллионов рублей от местного самоуправления к органам государственной власти и пересмотр границ около 2 тысяч городских и муниципальных округов. Кроме того, введение в действие федерального закона о реформе местного самоуправления приведет к необходимости не только последующего внесения системных изменений в, по меньшей мере, 170 федеральных законов и в более, чем 1000 подзаконных актов исполнительной власти.

 


***


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления»

 

 

Подготовка настоящего проекта федерального закона и необходимость его экстренного рассмотрения и принятия Государственной Думой связана с проведением специальной военной операции, а также с развязанной странами Запада масштабной гибридной войной против России.

В период военной операции подобных масштаба и целей любые попытки, а тем более конкретные действия на любом из уровней публичной власти, которые могут дестабилизировать хотя бы в малейшей степени сложившуюся систему и структуру государственного и муниципального управления, очевидно скажутся негативным образом на временных интервалах достижения результатов специальной военной операции, приведут к отвлечению материальных и людских ресурсов. Подобные действия способны разрушить, размыть сложившийся в обществе консенсус по поводу специальной военной операции.

 Указанные действия и даже попытки проектирования таких действий отвлекают не только многочисленные материальные, управленческие и экспертные ресурсы в системе государственной и муниципальной службы, но и провоцируют различные общественно-политические движения, инициативных граждан на участие в обсуждении законопроектов, содержание которых дискуссионно и почти всегда необоснованно ни экономически, ни управленчески. Такие дискуссии очевидно деструктивны в сложившихся условиях и наносят непоправимый вред.

Анализ законопроектов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы, показал, что к заявленной в настоящей пояснительной записке категории законопроектов относятся по меньшей мере 7 проектов федеральных законов. Экспертному анализу были подвергнуты тексты проектов федеральных законов, которые в случае их принятия и вступления в силу приведут к необходимости оперативного изменения в системе и структуре единой публичной власти в Российской Федерации. Под системой единой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, так как это установлено в части 1 статьи 2 Федерального закона  от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации».

Представим примеры некоторых проектов федеральных законов, принятие и реализация которых с высокой степенью вероятности могли бы привести к дестабилизации публичного управления. Эти проекты были отклонены Государственной Думой 24 и 25 мая 2022 года. Следует отметить, что в обоснование необходимости отклонения этих законопроектов, Комитетом Государственной Думы по региональной политики и местному самоуправлению были выдвинуты доводы, которые не могут быть признаны убедительными, поскольку отражают не все политические позиции, представленные в Государственной Думе. Напротив, доводы, на основе которых подготовлена настоящая законодательная инициатива, отражают, как представляется, консолидированную позицию всех фракций и депутатов Государственной Думы, избранных вне фракционной принадлежности, по отношению к специальной военной операции. Поэтому представление результатов анализа такого рода законопроектов важно для обоснования необходимости  принятия настоящей законодательной инициативы.

   Так проектом федерального закона № 1222064-7  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (исключение статьи 79)» предусматривалось прекращение права собственного законодательного регулирования законами субъектов Российской Федерации организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В случае принятия проекта федерального закона  № 1222064-7 в том виде, в котором он внесен в Государственную Думу, должна была быть радикально пересмотрена система государственного и муниципального управления, сложившаяся в городах федерального значения с общей численность населения более чем 18,5 млн. человек. Очевидно, что проводить подобные масштабные реформы в настоящее время не только нецелесообразно, но и вредно.

Если оценивать по масштабам негативных последствий, то принятие и реализация проекта федерального закона № 41989-8 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части возвращения прямых выборов мэров» или проекта федерального закона № 99603-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части уточнения оснований отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации, в настоящих условиях вызвало бы меньшую дестабилизацию публичного управления в стране. Однако очевидно, что реализация мер, предусмотренных указанными законопроектами, не является необходимым даже в минимальной степени в настоящих условиях.

И наконец, последний пример из перечня законопроектов подобного деструктивного свойства в настоящих условиях уже всероссийского масштаба – проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».  Обсуждение в муниципальном сообществе, в органах публичной власти, в экспертной и научной среде, в общественных палатах, и прежде всего в Общественной палате Российской Федерации, в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека показало, что проект этого федерального закона не только не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, но и обладает таким дефектами, которые не позволяют доработать его ко второму чтению. Заключения и отзывы, размещенные в открытом доступе, в том числе отзыв Правительства Российской Федерации, включают в себя существенные по объему, зачастую более 10 страниц текста, и принципиальные по содержанию замечания и предложения, анализ которых приводит непредвзятого законодателя и специалиста к выводу о необходимости прекращения рассмотрения проекта в Государственной Думе.

Прежде всего, при внесении законопроекта в Государственную Думу не выполнено одно из главных конституционных требований – авторы законодательной инициативы в финансово-экономическом обосновании не представили в Государственную Думу оценку финансовых ресурсов, которые потребуются для проведения реформы, тем самым нарушив положения части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

По предварительным оценкам на региональный уровень будет передано от 2/3 до 80 % всего объема полномочий, реализуемых в настоящее время органами местного самоуправления, что составит от 3,31 трлн. руб. до 4,064 трлн. руб. Столь масштабное перераспределение полномочий повлечет за собой масштабные изменение в системе и структуре организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, существенное увеличение числа государственных служащих при одновременной ликвидации никем пока еще не оцененного в полном объеме числа муниципальных служащих. Масштабное перераспределение полномочий приведет к необходимости такого же масштабного перераспределения публичной собственности.

Перечень и содержание  неисправимых дефектов составляет объем не меньший, чем текст самого законопроекта. Масштабы предлагаемых для всей России изменений (радикальное перераспределение полномочий местного самоуправления в пользу субъектов Российской Федерации с расходными обязательствами более 4 трлн. руб.; ликвидация всех, более чем 17 тыс. сельских и городских поселений; пересмотр территорий и границ около 2 тыс. городских и муниципальных округов; очевидно заранее провальная попытка введения суррогатных форм осуществления местной власти старостами-общественниками и не избираемыми ни кем администрациями во всей стране) свидетельствуют о беспрецедентном за последние 30 лет характере реформы. Предлагаемые в проекте масштабные меры коснутся не только местной власти, но и территориальной организации субъектов Российской Федерации и радикального расширения полномочий регионов за счет передачи на этот уровень публичной власти по разным оценкам до 80 % объема основных полномочий местного самоуправления. Очевидно, что содержание и масштабы подобных реформ приведут и к масштабному отвлечению материальных, кадровых, организационных и иных ресурсов для проведения реформы. В конечном итоге реформа, в случае принятия федерального закона, вызовет дестабилизацию государственного и муниципального управления, что не может не сказаться негативным образом на проведении специальной военной операции.

Учитывая вышеприведенное обоснование, представляется необходимым рассмотреть и принять настоящий законопроект в первоочередном порядке.       

 


***


Вносится депутатами

Государственной Думы

Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым,

Н.В.Коломейцевым, М.Н.Матвеевым,

 В.М.Мархаевым, С.Г.Левченко

Е.И.Бессоновым

 

Проект

 


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 
Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления

 


 

Статья 1

Установить, что в период проведения специальной военной операции проекты федеральных конституционных законов и проекты федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти,  системы и структуры органов местного самоуправления, вносятся субъектами права законодательной инициативы, за исключением Президента Российской Федерации, только при положительном заключении Президента Российской Федерации.

Статья 2

Рассмотрение указанных в статье 1 проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы, приостанавливается до окончания специальной военной операции.

Статья 3

Рассмотрение проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, указанных в статье 1, рассмотрение которых было приостановлено Государственной Думой, может быть возобновлено после получения положительного заключения Президента Российской Федерации.

Статья 4

Установить, что положения настоящего Федерального закона утрачивают силу со дня окончания специальной военной операции.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Российской Федерации



Rambler's Top100