Ростовский областной комитет КПРФ

Пятница, 19 Апр 2024

Депутаты КПРФ выступили в Госдуме по отчету зампредседателя российского Правительства А.В. Новака

E-mail Печать PDF

23 марта в Госдуме проводился правительственный час. Перед депутатами отчитывался заместитель Председателя Правительства РФ А.В. Новак. Тема его доклада: «Об актуальных вопросах развития топливно-энергетического комплекса РФ». Ему задали вопросы и выступили по его докладу депутаты фракции КПРФ.




Казанков С. И., фракция КПРФ:

- Александр Валентинович, добрый день! Продовольственная безопасность на самом деле сейчас одна из важных тем, и людей очень сильно беспокоит то, что каждый день почти дорожают продукты. Как надо с этим бороться? Вот наши "корабли полей" - трактора и комбайны, работая в поле на селе, потребляют много топлива, но при этом в топливе есть акциз. Акциз предназначен для того, чтобы компенсировать разрушение дорог, но комбайны и трактора ездят по полям, и поэтому было бы справедливо на то количество топлива, которое они потратили в поле, убрать акциз, чтобы действительно топливо для селян стало дешевле.

Во-вторых, я поддержу Олега Викторовича, потому что он прав, из-за перекрестного субсидирования сельское хозяйство компенсирует цены для населения, и в итоге на селе работают предприятия по цене 8,80 за киловатт, а в городе - 2,60. Это несправедливо, нужно убрать.

Ну и третье, если успею. Ресурсоснабжающие компании настолько раздули тарифы, что они занимают 50 процентов стоимости... (Микрофон отключён.)

Новак А. В.:

- Спасибо большое за вопрос.

Действительно, сегодня что касается формирования цен на нефтепродукты или на электроэнергию, на газ, это довольно, ну, постоянный и актуальный вопрос, особенно в текущих условиях, когда мы видим, что на мировых рынках у нас происходят изменения, несмотря на то, что восстановление ещё не полностью произошло относительно спроса на мировых рынках. Тем не менее, вот те санкционные ограничения, о которых я говорил, они влияют серьезно на мировую ситуацию и влияют серьезно на колебания и волатильность цен на мировых рынках, что в свою очередь, безусловно, отражается в том числе и на наших, на ситуации на нашем внутреннем рынке.

Поэтому я, если говорить, допустим, о ценах на нефтепродукты, хотел бы подчеркнуть, что благодаря в том числе и закону, который приняла Государственная Дума, у нас создан демпфирующий механизм на цены на нефтепродукты, который сглаживает колебания мировых цен. И если брать, например, статистику прошлого года, то цены на нефтепродукты изменились, как я уже говорил в своем выступлении, на уровень инфляции: на бензин на 8 процентов, на дизельное топливо на примерно 8,4 процента, это около роста индекса потребительских цен.

Цены на газ регулируются, цены на электроэнергию, что касается сетевого комплекса, тоже регулируются и для населения, только на рынке не регулируются, на свободном рынке генерирующие... цены наших генерирующих мощностей.

Безусловно, для правительства это важная задача - обеспечить сохранение цен и чтобы они росли не выше инфляции. Это непростая задача особенно сегодня в условиях, когда инфляция достаточно сильно изменяется, ну, как мы видим на сегодняшнем рынке. Но при этом хотел бы отметить, что благодаря, как я уже сказал, тому законодательству, которое принято, сегодня, начиная там с начала года, у нас практически не изменились цены ни на бензин, ни на дизельное топливо.

С Вячеславом Викторовичем мы обсуждали как раз перед началом заседания о том, возможно ли в целом, что цены упадут на рынке как бы, на нашем внутреннем. Но это как бы при нормальной ситуации если наши экспортные товары будут реализовываться, у нас будет нормальная ситуация на нашем внутреннем рынке, мы будем удерживать цены на уровне инфляции. Если же, допустим, будет ситуация избытков, это, конечно, такая ситуация достаточно, ну, неестественная для внутреннего рынка, здесь нужно будет принимать, в том числе и нетривиальные решения относительно

загрузки нефтеперерабатывающих заводов. Хотя в отдельные периоды оптовые цены могут снижаться. И мы наблюдали в начале марта, например, у нас оптовые цены на внутреннем рынке снижались. В отдельных регионах снижались цены и на автозаправочных станциях.

Что касается акцизов. Я напомню, что акцизы в цене на литр бензина, дизельного топлива составляют порядка 30 процентов, 30 процентов, это те средства, которые формируют дорожные фонды.

Мы обратим внимание на это предложение, обязательно посмотрим, обсудим.

Новиков Д. Г., фракция КПРФ:

- Уважаемый Александр Валентинович! Целый ряд правительств, по существу, сделали свои страны членами антироссийской санкционной коалиции. Эти государства пытаются взять курс на отказ от российских углеводородов.

Какова ваша оценка возможности быстрой переориентации российских поставок в страны Азии? 

Достаточна ли для этого существующая инфраструктура? Идёт ли процесс заключения такого рода соглашений, если да, то в какой стадии находятся данные переговоры?

Кроме того, происходит хамское замораживание российских активов в Европе, о подобной перспективе фракция КПРФ неоднократно предупреждала всех, начиная с господина Силуанова, но реакция была странная, вопреки примерам Венесуэлы, Афганистана, Ирака, Ливии.

Теперь встаёт вопрос: существует ли опасность неполучения Россией оплаты за энергоресурсы, поставляемые в страны ЕС? И если такая угроза есть, какие способы преодолеть проблему вы видите?

Новак А. В.:

- Спасибо за вопрос, он действительно сейчас актуальный и в повестке.

Как я уже отмечал в самом начале, у нас сейчас идут плановые поставки нефти и нефтепродуктов в соответствии с ранее заключенными контрактами как в европейскую часть, так и в другие страны, в том числе в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ну у нас поставки диверсифицированы по всему миру, безусловно, там львиная доля - это Европа и Азия, но поставки идут и в страны Ближнего Востока, в страны Латинской Америки.

Что касается диверсификации. Я хотел бы отметить, что это задача, которая не сегодняшнего дня, начата была реализовываться правительством уже давно, и как вы знаете, у нас идёт активное развитие инфраструктуры на Восток, как газовой инфраструктуры, так и нефтепроводной.

В последние годы было завершено строительство нефтепровода ВСТО мощностью 800... 80, извините, миллионов тонн, завершено строительство "Силы Сибири - 2" для поставок газа, который с каждым годом увеличивает объёмы поставок в Китайскую Народную Республику. Если по итогам прошлого года, то мы уже вышли на уровень порядка 10 миллиардов кубометров газа и должны выйти в ближайшие несколько лет на 38 миллиардов кубических метров газа, то есть мы фактически увеличим объёмы серьёзно поставок газа.

Недавно заключено было соглашено буквально месяц назад, наверное, о том, чтобы построить еще один дополнительный, новый газопровод мощностью 10 миллиардов кубометров газа с сахалинского ресурсного узла,

ну и ведутся переговоры, как вы знаете, о строительстве "Силы Сибири-3"... "Силы Сибири-2", извините, который будет мощностью порядка 50 миллиардов кубометров газа. Это существенная диверсификация поставок, которая в том числе обеспечит удовлетворение растущего спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также обеспечит нам диверсификацию рынков.

Мы, что касается нефтяной отрасли, здесь у нас есть трубопроводная инфраструктура, и есть также поставки нефтяными танкерами через морские порты. И на сегодняшний день, как я уже сказал, есть, реализуются текущие контракты, при этом, безусловно, мы говорим с нашими азиатскими партнерами о возможности дополнительных объемов поставок на азиатские рынки в случае возникновения такой необходимости. И я уверен, что тот рынок, который есть в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для него там будет найдено место поставкам из Российской Федерации в том числе.

И в заключение хотел бы ещё, отвечая на этот вопрос, сказать, что на самом деле это непростая проблема - переориентация рынка. Рынки, несмотря на то, что достаточно большие (100 миллионов баррелей в сутки потребляется в мире), они достаточно сбалансированные. И если происходит, допустим, какое-то перенаправление определенных ресурсов с одного рынка на другой, это изменение логистических цепочек, системы расчетов, поставок. Это не делается за один день.

Поэтому, как это говорится, если в одном месте убыло, то, значит, в другом месте должно как бы прибыть, потому что лишних ресурсов на сегодняшний день энергетических в мире нет, нет как нефти достаточно, мы видим, что на сегодняшний день примерно, если посмотреть на баланс спроса и предложения, дефицит примерно 1 миллион баррелей в сутки на мировом рынке. Поэтому и дополнительно взять в короткие сроки без крупных инвестиций, без реализации крупных проектов месторождения невозможно. Поэтому, безусловно, если будет переориентация рынков, это будет замещение одних направлений другим, но при этом общий баланс не изменится на мировых рынках. Это касается и нефтяного рынка, и газового рынка.

Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Александр Валентинович!

Ну, безусловно, вы базовый вице-премьер, который формирует 40 процентов ВВП. Но мне кажется, риторика рыночная в условиях жёсткого противостояния вынудит нас переходить на мобилизационную экономику и перестройку на двухконтурный порядок функционирования, в том числе и ваших подведомственных структур. О чём я? По нашему глубокому убеждению, если мы не зафиксируем базовые цены и тарифы для внутреннего рынка, а будем привязываться к инфляции, которая базой и порождена, то нас ждёт очень глубокий кризис.

Есть ли проработка вашими структурами возможности перехода на мобилизационную экономику и фиксирование цен для продовольственной безопасности, для промышленной безопасности? Потому что это ключевые вопросы, которых мы, в общем-то, не услышали из ответов, а чувствуется, что у нас есть ожидание... (Микрофон отключён.)

Новак А. В.:

- Спасибо.

Ну я хотел бы отметить, что если говорить о фиксировании цен в том контексте, который вы предлагаете, ну это называется возврат к плановой экономике по всем секторам. Это не может охватывать только один какой- либо сектор. Если в других секторах это будут формироваться цены рыночным способом, то мы получим просто закрытие этих производств и дефицит соответствующих ресурсов на рынке.

Поэтому в настоящее время таких предложений не формируется в Правительстве Российской Федерации, это что касается, как я уже сказал, топливно-энергетического комплекса. У нас регулируется несколько секторов, которые, как я уже вам говорил, это цены для населения на электроэнергию, на газ и это цены для ресурсоснабжающих организаций в части коммунальных услуг, соответственно, вы знаете ограничения, которые тоже в этом случае регулируются государством ежегодно, и для сетевых компаний.

Вот в основном регулирование идёт там, где монопольный сектор. Если же есть конкуренция на рынке, если есть возможность конкурировать, сохраняются рыночные подходы, которые в рамках конкуренции обязаны приводить к тому, чтобы цены формировались рыночным путём и, соответственно, соответствовали текущей ситуации.

Безусловно, ключевой момент, на что я обращал внимание и в предыдущих своих ответах на вопросы, мы будем внимательно следить за тем, чтобы цены не завышались, вместе с ФАС, вместе с Министерством энергетики, что касается формирования цен в сфере ведения топливно-энергетического комплекса, и в первую очень, что касается электроэнергии и цен на нефтепродукты.

Левченко С. Г., фракция КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Александр Валентинович, уважаемые коллеги, я постараюсь сегодняшние оценки давать в виде слайдов, как это сегодня принято. Я понимаю, что отрасль очень сложная, поэтому здесь собраны не только специалисты-энергетики. Я думаю, что каждому здесь сидящему, и кто смотрит, будет легче понять ситуацию в энергетике и ее оценке.

Вы видите, что топливно-энергетический комплекс занимает очень серьезное место в экономике Российской Федерации. И если учесть, что ею занимаются, и в топливно-энергетическом комплексе работает порядка 4 только процентов всего состава, работающего в экономике, то вы видите, что вклад ТЭКа, несмотря на то, что маленькое количество работающих, достаточно велик.

Теперь хотелось бы говорить об общих цифрах. Следующий слайд. За 30 лет, со времен 1990 года, вы видите, что прирост выработки электроэнергии у нас случился 4,5 процента. Повторяю, за 31 год. Все познается в сравнении.

Давайте посмотрим следующий слайд и рост выработки электроэнергии двух ведущих стран.

Если говорить о Соединенных Штатах Америки, то это 45 процентов, то есть в 10 раз больше. Если говорить о Китайской Народной Республике, я даже проценты не собираюсь считать, потому что в 11,5 раз за эти же годы рост выработки электроэнергии.

Есть очень серьезный показатель, который показывает, собственно говоря, как развита промышленность, энергетика в каждой стране. Это использование гидроэнергетического потенциала рек.

Следующий слайд. Вы видите, что в абсолютном большинстве развитых и, может быть, не очень развитых стран, показатель не сравним с нашим, где у нас 20,7 процента всего лишь используется гидроэнергетический потенциал.

Я хотел бы здесь сослаться на президента, который еще в 2013 году в своем послании говорил о том, что Россия с ее гигантскими гидроресурсами, использует свой потенциал менее чем на 20 процентов. Необходимо начать строительство крупных ГЭС, прежде всего, в Сибири и на Дальнем Востоке. Вы видите, что 0,7 процента всего лишь изменилось за эти почти 10 лет.

Даже те страны, где достаточно высокий уровень добычи углеводородов, Норвегия и многие другие, вы видите, что там уровень использования 96 процентов и больше.

Для того чтобы быть максимально объективным, я бы хотел сказать еще и об этом. Пятый слайд, пожалуйста. Вы видите использование установленной мощности электроэнергетики в Российской Федерации на 2021 год.

И каждый из нас, наверное, может перевести вот эти цифры на работу любого предприятия. Если предприятие использует свои мощности на 50 процентов, может оно выживать? Я понимаю, что здесь такая аналогия весьма сложная, потому что, если есть достаточно большая доля возобновляемой электроэнергии, как, например, в европейских странах, там солнечная энергия, ветровая, здесь очень сложно достигнуть 100 процентов, потому что это не всегда может происходить. Но у нас заложена структура еще в советское время, и Александр Валентинович абсолютно правильно говорит о том, что у нас по большому счету энергетика "зеленая", "зеленая" и малоуглеродная.

Но если мы попробуем немножко взглянуть вглубь, то три четверти этой энергетики сделано в советское время. Это атомная энергетика, которая вот в ближайшее время должна быть признана "зеленой", потому что иначе Европе придется наступить, извините, на собственное горло, ну и гидроэнергетика. А если у нас очень большая доля вот таких вот источников энергетики, значит, мы должны понимать, что другого варианта, как увеличивать цены, тарифы, у нас просто нет, ну не используется на 50 процентов. А что должно делать предприятие, если, значит, его мощности не используются? Они повышают цены. И это основная коренная причина, чтобы мы здесь не говорили, на кого не ссылались.

Следующий слайд. Есть очень важный показатель того, как, какой технический прогресс есть в любой отрасли. Вы видите, что затраты электроэнергии на единицу валового внутреннего продукта на сегодняшний день снизились с 90-го года всего лишь на 13 процентов. Я сейчас не говорю об общем уровне вклада электроэнергетики или энергетики в ВВП, потому что у нас холодная страна, давайте эту тему не будем обсуждать, но мы на 13 процентов снизили за 30 лет. А теперь вы посмотрите те цифры, которые есть в достаточно серьезно развитых странах, везде за 60 процентов, везде технологический, новый технологический уклад позволил сделать так, чтобы доля энергетики была меньше.

Следующий слайд. Ну вот теперь что касается атомной энергетики. Я в своё время руководил атомным городом и это мне очень близкая тема. В прошлом году, наконец, значит, вот все усилия привели к тому, что на 3,1 процента атомная энергетика увеличила своё производство. А давайте, посмотрите следующую графу, там ведь экспорт электроэнергии увеличился в 2,2 раза, на 219 процентов. Мы на кого работаем? Мы вырабатываем электроэнергию, а она не используется здесь, зато увеличиваем экспорт электроэнергии и всего остального, я еще до остального добью... дойду.

И теперь вложения в атомную энергетику, я недавно прочитал статью хорошую, очень интересную, что мы с вами лидеры в атомной энергетике. У нас 38 блоков, а во Франции 56. И вы посмотрите, сколько будут вкладывать одни французы в то, чтобы, значит, развивать свою атомную энергетику в ближайшее время. Переведите сегодня в рубли эти евро, которые написаны в таблице, даже сравнивать сложно.

Следующее. Экспорт углеводородов. Мы с вами радуемся тому, что экспорт у нас растет, экспорт углеводородов растет. Мы с вами, к сожалению... (Микрофон отключен.)

Председательствующий:

- Добавьте минуту. Реакция будет?

Левченко С. Г.:

- Я бы хотел тогда перейти, может быть, к более серьезным вопросам.

Здесь уже говорилось о планировании, о координации. Вот есть два момента, которые нужно планировать. Вот тот коллапс, который случился в транспортной схеме, в морских портах, в железнодорожных перевозках оттого, что мы большое количество увеличили экспорта угля, а кто ожидал, если у нас нет сегодня планирования, и считаем, что рынок сам себя обеспечит, почему у нас этого не произошло?

И второе. У нас электроэнергия сегодня в большей степени тратится в европейской части, 60 процентов, а прирост электроэнергии в азиатской части - 80 процентов. Мы что, нам нравится возить туда-сюда, значит, энергоресурсы и перекачивать электроэнергию сначала в одно место, потом в другое? У нас уже и так одна пятая электроэнергии тратится и на потери, и на то, что передаётся электроэнергия... (Микрофон отключён.)



Rambler's Top100